В СССР мотоциклы производства завода Jawa (Ява, Чехословакия) долгие годы пользовались огромной популярностью. На популярность никак не влияла ни более высокая цена, ни долгое время ожидания, по сравнению с продукцией отечественных мотозаводов (например ИЖ). В течение многих лет СССР был основным рынком сбыта продукции. За эти годы на дороги страны выехало порядка миллиона мотоциклов с эмблемой «Явы».
Ситуация со сбытом резко ухудшилась, и к 1991 году предприятие оказалось на грани банкротства. В новых условиях мотоциклы с 2-тактными двигателями оказались практически неконкурентноспособными. Спасением для завода стали многочисленные запатентованные конструкции и технологии. Именно благодаря им завод выжил и смог сохранить производственные площади. О прежних объёмах выпуска речь не идёт, но «Ява» продолжает выпускать мотоциклы оригинальной конструкции с двигателями различных сторонних производителей.
Создание мотоцикла
Одной из таких разработок стало семейство «Явы 650», первые образцы которых появились в 2003 году, а серийное производство стартовало уже в следующем году. Ведущим конструктором проекта был Вацлав Крал. Семейство «Явы 650» состоит из трех моделей. Это «Классик», «Дакар» и «Стайл».
Силовой агрегат
Мотоцикл «Ява 650» в версии «Классик» оснащается покупным двигателем фирмы Rotax (модель 654 DS) мощностью 48 л.с. (35,4 кВт) при 6500 оборотах. На тот момент это был весьма современный силовой агрегат, который ставился на мототехнику многих производителей. Система запуска – от электростартера. Силовой агрегат представляет собой четырехтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объёмом 652 см3. Благодаря такому высокому показателю крутящий момент равен 57 н/м и достигается при 5 тыс. оборотов.
Головка цилиндра имеет 4 клапана, а привод распределительных валов в головке осуществляется цепью. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения, а также систему смазки с сухим картером. Несмотря на достаточно высокую степень сжатия, мотоцикл может работать на бензине А92. Хотя более желательно использовать А95.
Благодаря относительной простоте конструкции и невысокой форсировке двигатель непривередлив в обслуживании и имеет большой моторесурс (особенно в сравнении со старыми 2-тактными моторами). Коробка передач имеет 5 скоростей и поставляется Rotax в комплекте с двигателем.
Конструкция шасси
Практически все электрооборудование мотоцикла покупное — в основном, производства Denso.
Достаточно мощному мотоциклетному двигателю необходима жесткая рама. Конструкторы вполне успешно справились с этой задачей. Передняя подвеска классического телескопического типа с амортизаторами Paioli, задняя маятниковая имеет стойки фирмы HP Sporting. Мотоцикл оснастили дисковыми тормозными механизмами с гидравлическим приводом. Агрегат имеет в 320 мм передний тормозной диск и в 220 мм задний.
Высота (по седлу). | 712 мм. |
Колесная база. | 1525 мм. |
Снаряженная масса. | 180 кг. |
Максимальная скорость. | 155 км/ч. |
Разгон от 0 до 100 км/ч. | 6,4 сек. |
Яркий и необычный дизайн
При разработке версии «Классик» конструкторы уделили особое внимание дизайну новой машины. Им удалось создать мотоцикл с весьма оригинальным дизайном, в котором можно увидеть и черты американского чоппера, а также и фирменные штрихи «Явы», хорошо известные по прежним моделям.
Бак мотоцикла классической для стиля ретро каплевидной формы. Однако из-за такой формы объем его невелик – всего 14 литров, но здесь спасает экономичность двигателя. Очень интересный дизайн имеет хромированная выхлопная труба спаренной формы. Приборная панель агрегата с индикаторами в виде лампочек тоже вполне соответствует общему ретро-стилю. Дополняет общий облик фара, которая вполне гармонично будет смотреться на любом мотоцикле из 70-х годов XX века.
Динамика и максимальная скорость транспортного средства вполне соответствуют его внешнему облику. Хотя мотоцикл и способен на динамичный старт – он создан для неспешной плавной езды. Для «Явы 650» версии «Классик» существует масса заводских аксессуаров, которые помогут еще больше подчеркнуть его ретро-стиль. Это и бак с покрытием хромом, хромированное переднее крыло и дуги, ветровые щитки разной формы и многое другое.
Мнение покупателей
На момент своего появления в продаже в Российской Федерации цена «Явы 650. Классик» имела сопоставимый уровень с ценой на подержанные японские мотоциклы близкие по стилю и кубатуре. Поэтому он не смог даже близко приблизиться по результатам продаж к прежним моделям «Явы».
Среди явных плюсов «Явы 650» были высокое качество сборки, простота обслуживания (многие регламентные работы можно проводить без специального инструмента), надежный и сбалансированный по характеристикам силовой агрегат.
Но при этом не всем покупателям пришелся по нраву одноцилиндровый мотор, который в силу конструктивных особенностей создаёт вибрацию при некоторых режимах работы. Также не всем покупателям понравилась подвеска мотоцикла и высокий центр тяжести, из-за чего возникают затруднения в прохождении поворотов на высокой скорости.
Мягкость переднего амортизатора может создавать проблемы при резком торможении – он доходит до точки отбоя. Иногда встречаются проблемы с электрической схемой мотоцикла из-за не слишком удачно разработанной компоновки. Карбюратор двигателя «Явы 650» легко засоряется, что приводит к проблемам в работе двигателя. Очень сильное отрицательное влияние на популярность мотоцикла оказали сложности с приобретением оригинальных запасных частей.
«Ява 650» сегодня
На сегодняшний день выпуск всех старых версий мотоцикла уже прекращен и вместо него предлагают новую модель — «Ява 660». На вторичном рынке можно найти подержанные экземпляры «Явы 650. Классик», но они бывают редко и цена доходит до 280-300 тыс. рублей.