В начале тридцатых годов прошлого века, когда на европейских дорогах уже появились первые «Явы», на чешском оружейном заводе Ceska Zbrojovka (сокращенно «CZ») также решили перейти к выпуску двухколесных средств передвижения.
Довоенная история CZ
Первый мотоцикл «Чезет», фото которого демонстрирует агрегат, более похожий на велосипед, был сконструирован и прошел испытания в 1930 г., а на следующий год уже выпустили первую партию. Машина была оборудована двигателем объемом 60 см3, расположенным на переднем колесе. Конструкция оказалась настолько неудачной, что из чуть более двух десятков экземпляров не было продано ни одного. Даже решение просто раздавать их сотрудникам фирмы не добавило первым «Чезетам» популярности.
Следующая модель CZ76 с 76-кубовым двигателем, выпущенная в 1932 г., оказалась гораздо удачней, и уже спустя год с конвейера сходит CZ98, оборудованный двигателем 98 см3, а почти следом за ней – CZ175 с двигателем 175 см3. Новый мотоцикл «Чезет» имел двойную штампованную раму и трехступенчатую коробку передач. 175-й стал одной из самых популярных моделей довоенного времени и был выпущен в количестве более 20 тыс. экземпляров.
Завод Ceska Zbrojovka после войны
После окончания второй мировой войны на предприятии вновь приступили к выпуску мирной продукции, возобновив производство усовершенствованного «Чезета-175» с передней телескопической вилкой, а впоследствии – со свечной задней подвеской. К середине пятидесятых компания CZ входит в концерн «Ява» и приступает к производству мотоциклов, разработанных на объединении «Ява» и оснащенный 123-х и 148-кубовыми двигателями. И все же история «Чезета» на этом не закончилась, и заводскими инженерами продолжаются разработки своей собственной мототехники. При этом основная ставка была сделана на спортивную индустрию. Однако, в силу ряда обстоятельств, связанных с реорганизацией предприятия, производство спортивных моделей пришлось на некоторое время отложить.
В 1962 г. с конвейера сошел кроссовый мотоцикл «Чезет», оснащенный 250-кубовым двигателем, который сразу же показал себя не только в Чехословакии, но и на международных соревнованиях. На «Чезетах» выступали знаменитые гонщики того времени, причем, из самых разных стран – Игорь Григорьев и Виктор Арбеков из СССР, Жоэль Роббер из Бельгии, Пауль Фридрихс из ГДР.
Мотоцикл «Чезет» в СССР
В 70-х годах CZ вновь наладил выпуск дорожных мотоциклов, сосредоточив свои усилия на производстве мотоциклов с двигателями объемом 250 и 350 см3, часть из которых поступала и в нашу страну.
В бывшем СССР наибольшую популярность получили мотоциклы CZ с двухтактными одноцилиндровыми двигателями рабочим объемом 123 и 172 см3, а также двухцилиндровые агрегаты объемом 250 и 350 см3. Правда, последние модели поступали в основном для многочисленных мотоклубов ДОСААФ, которые существовали практически в любом, даже самом маленьком городке. Так же, как и «Ява», мотоцикл «Чезет»» стал для советских мотолюбителей символом престижности и эталоном надежности.
Закат эпохи CZ
К сожалению, события девяностых, происшедшие в СССР, привели не только к распаду бывшего союзного государства, но и всего советского блока. Положение завода Ceska Zbrojovka оказалось просто катастрофическим. Проявляющий повышенный интерес к продукции чешского производителя итальянский концерн Cagiva приобрел завод CZ и наладил выпуск мотоциклов Roadster, продаваемых под торговой маркой Cagiva. Новый мотоцикл выпускался с двумя вариантами двигателя – двухтактным Cagiva (V=124 см3) и четырехтактным CZ (V=200 см3). Однако проект оказался убыточным и, в конце концов, от производства мотоциклетной техники на производственных мощностях предприятия CZ было решено отказаться. И все же, мотоцикл «Чезет» не только сыграл свою яркую роль в истории европейского и мирового мотоциклетостроения, но также стал всемирно знаменитым брендом, своеобразной визитной карточкой чешских мастеров из города Страконице. Хотя, может быть, у него все еще только впереди?..