Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

Взгляд в окно должен расслаблять человека, позволяя отвлечься от домашней суеты или рутинной работы в офисе. Но, как правило, современным людям не на чем остановить взгляд. За окном ожидают монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами. Как результат, такие виды вызывают головную боль.

Просмотр городских пейзажей как облегчение

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

Специалисты подтверждают, что пейзаж вполне может снять напряжение и даже прибавить сил человеку, который часами работает в кабинете. Достаточно взгляда на живописный вид, чтобы сменилось настроение и работник снова вошел в тонус.

Но современные городские пейзажи с плоским серым бетоном и однотипными оконными проемами в стенах ничего кроме уныния и мигрени вызвать не способны. Глаз просто не отдыхает, глядя на безликие конструкции города.

Трудности восприятия

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

В процессе эволюции человеческий мозг привык естественно воспринимать разнообразные сцены из мира дикой природы и легко их обрабатывать. В этом смысле городские пейзажи с их однотипностью, серостью и монотонностью ставят прежде небывалую проблему восприятия «неудобных» картин окружающего мира.

Как доказал в своих математических работах Жан-Батист Жозеф Фурье, люди рассматривают окружающие пейзажи как состоящие из разных компонентов и узоров. Эти паттерны должны быть разнообразными – по размерам, ориентации, взаимосвязи друг с другом и т.д.

Природные паттерны

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

В условиях естественной природы одни и те же паттерны могут встречаться с высокой или низкой пространственной частотой. Возникают контрасты, регулируемые самой природой. Конкретный объект с целым комплексом характеристик сложно встретить в таком же виде дважды. Он наверняка будет изменен самими условиями возникновения. При этом в городской среде одинаковые объекты появляются сплошь и рядом.

Городские пейзажи нарушают природные правила разнообразия паттернов. Для «каменных джунглей» обычное явление – регулярные повторяющиеся компоненты, представленные классическими объектами общего использования. К ним, например, относятся те же окна, перила и лестницы.

В природе тоже есть повторяющиеся виды – деревья, листья, кустарники. Но самые похожие объекты такого рода будут находиться в уникальном положении, не говоря об окружающей композиции, которая если и может быть дублирована, то только в искусственных средах наподобие парковых зон.

Дискомфорт обработки

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

Воспринимая городскую архитектуру с ее высотками, мозг в любом случае будет иметь трудности. Именно из-за нарушения эволюционно развитой способности обрабатывать разнообразные природные пейзажи, городская среда может восприниматься с головной болью. И это не самый плохой эффект от трудностей обработки подобных пейзажей.

Специалисты решили замерить эффективность такой обработки, используя природные пейзажи и виды городской среды. Были применены разные методы такого замера, в том числе с подключением компьютерной техники.

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

Изображения, сформированные не по законам природы, вызывали дискомфорт восприятия. Причем это могли быть и образы зданий, и произведения искусства.

Также был проведен анализ исторического развития архитектуры с учетом фактора отклонений от природных принципов визуального восприятия пейзажей. Как выяснилось, за последние 100 лет городская среда с ее многоквартирными домами далеко ушла от естественных пейзажей и воспринимать ее стало тяжелее.

Влияние кислорода

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

Как ни странно, восприятие мозгом зрительных образов в немалой степени зависит и от питания кислородом. Этот фактор влияния применялся как отдельная модель замера эффективности обработки городских пейзажей.

В качестве основного показателя в данном случае применялось количество кислорода, который использовался частью мозга, отвечающей за зрение. В процессе питания кислородом цветовые образы в восприятии людей могут меняться. Отслеживая эти изменения, можно фиксировать и также измерять рассеянное свечение. Когда человек видит сложный для восприятия образ, подобный городским пейзажам, его мозг потребляет больше кислорода.

Опираясь на законы природных пейзажей, можно определять уровни дискомфорта при восприятии городской среды, а также определять и объемы потребляемого кислорода. Если пейзаж был сформирован не по законам природы с ее разнообразием, то это потребление увеличивается. Данный фактор также объясняет и головные боли, возникающие на фоне избыточного потребления мозгом кислорода.

Страдающие от мигрени люди в большей степени подвержены зрительному дискомфорту при виде повторяющихся однотипных паттернов пейзажа. У людей с такими хроническими заболеваниями само по себе потребление мозгом кислорода превышено, а зрительные образы могут усугублять болезненные состояния.

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

По этой причине многие люди просто физически не могут работать в определенной обстановке, поскольку их окружающая среда в итоге провоцирует головные боли. Например, это относится к обстановке современных офисных помещений с теми же одинаковыми паттернами интерьера.

Выход из положения

В качестве решения проблемы предлагается внедрение тех самых принципов формирования природного пейзажа, в котором доминирует разнообразие компонентов. Эти правила разработки архитектуры и дизайна позволят органично внедрить в современные здания более удобные для восприятия формы.

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

То же самое касается и дизайна интерьеров, в которых еще проще разнообразить обстановку. Экспериментировать можно и с капитальными конструкциями, и с мебелью, и с оборудованием. Также есть огромное пространство для работы с декоративными предметами – картинами, зеркалами, коврами, функциональными офисными аксессуарами, сувенирами и т. д.

Озеленение и вовсе помогает буквально приближать обстановку к природному пейзажу, если правильно подойти к интеграции таких элементов. Причем растительность вполне может интегрироваться и в фасады – так называемое вертикальное озеленение.

Монотонные улицы и бетонные здания с ровными глазницами окон – и не на чем остановить взгляд: городские пейзажи вызывают мигрень

В основе проектов высотных зданий меньше возможностей для экспериментов с формами, поскольку современное строительство опирается на модульные конструкции с типовыми параметрами. Но именно в фасадной отделке всегда есть возможности для реализации нестандартных решений.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.