«Милиционеры» нашего детства: несколько советских детективов, ставших классикой русского кинематографа

Недавно, 10 ноября, страна отметила День полиции. В честь этого вспоминаем, как менялся образ сотрудника органов внутренних дел на киноэкране в советские времена. Многие черты даже сейчас остаются неизменными. Поддайтесь ностальгии и вспомните лучших милиционеров вместе с нами!

«Дело Румянцева «(1955)

Один из первых фильмов про сотрудника милиции в жанре «детектив». Главным героем становится обычный водитель Александр Румянцев. В один день его подставляет начальство, отправив на доставку контрафактного товара.

Милиция задерживает мужчину и обвиняет его в преступлении: по всем признакам, именно Александр является единственным подозреваемым. Начальство автобазы подбрасывает следствию липовые доказательства, дабы водитель попал в тюрьму и не раскрыл преступной схемы.

Однако в дело вступает полковник Афанасьев, следователь со стажем. С присущим советскому милиционеру героизмом и честностью сыщик докопается до истины.

Добрый и даже в чем-то наивный сюжет стал одним из первых о работе милиции. Разумеется, фильм снимался в целях повысить авторитет органов правопорядка в обществе. После такого фильма и правда верится в честность, бескомпромиссность и неподкупность сотрудников милиции.

«Испытательный срок» (1960)

История двух друзей, Зайцева и Егорова, которые поступают на службу в уголовный розыск. Первому достается оперативная работа по задержанию опасных преступников, второму же — только работа с документами. Несмотря на это, ребята остаются лучшими друзьями.

Действие фильма разворачивается в 1923 году, по правилам новобранцы обязаны пройти испытательный срок. Они поступают в распоряжение начальника УГРО и привлекаются к расследованию загадочного самоубийства аптекаря.

"Милиционеры" нашего детства: несколько советских детективов, ставших классикой русского кинематографа

Именно это фильм принес особую популярность Олегу Табакову и Вячеславу Невинному. Сыграв двух начинающих сыщиков-энтузиастов, они надолго остались в памяти советских кинозрителей. Запомнились и неприкрытое рвение честных сотрудников УГРО и желание дойти до истины.

«Хозяин тайги» (1969)

В тихом таежном поселке происходит преступление, что само по себе необычно. Ночью грабят сельский магазин. За расследование берется участковый поселка Сережкин. Буквально на следующий день к нему приходит сплавщик леса Ипатов с признательными показаниями.

"Милиционеры" нашего детства: несколько советских детективов, ставших классикой русского кинематографа

Однако милиционер не верит Ипатову: в его рассказах слишком много пробелов. Проверяя версию за версией, он начинает подозревать лесоповальщиков. Однако они оказались лишь исполнителями.

Фильм примечателен тем, что в нем в роли виновного вора снялся сам Владимир Высоцкий. Он же и написал музыкальное сопровождение, которое можно услышать в данном фильме о милиционере, всеми силами стремящегося к истине.

«Трактир на Пятницкой» (1977)

Запутанный детектив о «двойных агентах» времен НЭПа. Милиция занимается разработкой опасной преступной группировки, обитающей в трактире на улице Пятницкой. В один момент бандиты начинают подозревать, что среди них завелась «крыса».

"Милиционеры" нашего детства: несколько советских детективов, ставших классикой русского кинематографа

В то же время планы милиции постоянно нарушаются, и в кругах правопорядка также появляются подозрения, что среди них есть информатор бандитов. Обе стороны всеми силами и методами пытаются вычислить предателей в своем окружении.

Историю трудно назвать героической. Сюжет показывал, что даже среди сотрудников угрозыска могут быть предатели. Однако он достаточно точно передает дух организации поимки преступников начала 1920 годов.

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

Один из самых известных советских многосерийных фильмов. Если спросить о сюжете, где главные герои сотрудники милиции ведут расследование, то этот фильм вспомнят буквально все.

Действие берет свое начало после Великой Отечественной войны. Молодой лейтенант Шарапов возвращается домой. Он быстро находит себе работу в местном угрозыске.

Работы после войны полно: банды бесчинствуют и одна из них, «Черная кошка», угрожает грабежами буквально всему городу. Шарапов поступает в распоряжение справедливого и прямолинейного Глеба Жеглова. Его методы жестоки, но крайне эффективны. Спустя время, они вместе все же выйдут на след банды.

«Петровка, 38» (1980)

Кино о сотрудниках Московского уголовного розыска. Полковник Садчиков и майор Костенко расследуют дело о серии ограблений сберегательных касс. Во время одного из налетов им удается задержать подростка, стоявшего «на шухере». Это двигает запутанное дело с места.

"Милиционеры" нашего детства: несколько советских детективов, ставших классикой русского кинематографа

Вместе с мальчиком арестовывают и двух подельников. Однако сам глава банды остается на свободе. За ним и предстоит охотиться../

«Профессия – следователь» (1982)

Советский многосерийный детектив. Благодаря случайному стечению обстоятельств на вокзале задерживается преступник с подозрительным чемоданом. В чемодане солидная сумма: 100 000 советских рублей.

За дело берется опытный следователь полковник Антонов. В результате кропотливой работы и невероятного профессионализма, удается раскрыть целую банду мошенников.

Фильм основан на реальном уголовном деле, начатом в 1978 году. Тогда сотрудник милиции обнаружил, что сданный в камеру хранения чемодан забирает другой гражданин. Расследование вел полковник Лукашев, который, по признанию коллег, проявил «исключительный талант и великий профессионализм».

Другие фильмы

"Милиционеры" нашего детства: несколько советских детективов, ставших классикой русского кинематографа

Советское кино о сотрудниках полиции можно считать отдельным жанром. Фильмов было снято предостаточно, упоминания также достойны «Берегись автомобиля», «Мой друг Иван Лапшин», «Ко мне, Мухтар!» и многие другие картины. Большинство из них снято по мотивам повестей советских авторов или по материалам реальных уголовных дел.

Во всех фильмах герой полностью отвечает требованиям к настоящему советскому милиционеру: он образован, обладает профессионализмом и смекалкой, невероятной интуицией и, самое главное, честностью и желанием наказать преступников. Эти фильмы часто приводят в пример в Академиях органов внутренних дел нынешним курсантам полиции. Именно к такому образу должен стремиться человек, желающий охранять правопорядок в современной России.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.