Хаяо Миядзаки — человек, которого по праву считают гением и классиком анимации. Его анимационные фильмы можно назвать явлениями, которые не уступают в прокате лучшим работам Голливуда. Кроме того, Миядзаки дважды становился лауреатом премии «Оскар», одна из которых является почетной и была вручена мэтру за то, что он оказал огромное влияние на мировую анимацию, вдохновив других творцов работать в том же ключе.
Кроме того, любовь миллионов к фильмам Миядзаки обусловлена еще и тем, что в них поднимаются важные вопросы.
- Кто такой Хаяо Миядзаки
- Миядзаки показывает то, что невозможно представить
- Художественная литература как нечто совершенно привычное
- Любовь к полету и сложным устройствам
- Экологические проблемы
- Восхищение природой
- Большое внимание к деталям
- Зачастую роль главного героя отводится хрупкой, но сильной девушке
- Миядзаки о серьезных проблемах говорит простыми словами
- Отсутствие строгого сценария
- Добро всегда побеждает зло
Кто такой Хаяо Миядзаки
Прежде всего, нужно сказать несколько слов о биографии творца и понять, что повлияло на становление его уникального стиля.
В детстве он стал свидетелем военных действий в Японии, поэтому в творчестве нашли отражение темы любви, человечности и пацифизма. Любовь к технике и самолетам началась в раннем возрасте благодаря страсти и работе его отца, который занимал должность директора завода.
Его мать была очень больна, и автор перенес свои детские переживания в фильм «Мой сосед Тоторо», который первоначально зрители восприняли неохотно и холодно. Но в последующем картина стала визитной карточкой творца и своеобразным символом творчества художника. В начальной школе Хаяо увлекся мангой, поэтому он много времени рисовал. К сожалению, хобби давалось ему с трудом. Мастер был не доволен своими рисунками. Большинство из них он уничтожил.
На творческий стиль режиссера оказали влияние два мультфильма из совершенно разных миров: первое японское цветное аниме «Легенда о белой змее» и советский мультсериал «Снежная королева». Его первым фильмом могла быть история, основанная на книгах о Пеппи Длинном чулке, но Миядзаки не удалось получить разрешение Астрид Линдгрен.
Режиссер взошел на Олимп почти в сорок лет. Дебют Миядзаки состоялся, когда на экраны вышел анимационный фильм «Замок Калиостро». Следующая картина «Навсикая из долины ветров» стала настолько успешной, что режиссер смог открыть собственную студию.
Помимо всего прочего, Миядзаки — примерный семьянин. В 1965 году он женился на своей коллеге Акеми Ота. У пары двое детей.
Миядзаки показывает то, что невозможно представить
Миры Миядзаки всегда фантастические. Художник рисует то, что мы сами не могли себе представить. Наблюдая за необычными персонажами мэтра, вы понимаете, что воображение не имеет границ.
Работы Миядзаки получили высокую оценку зрителей. Пять анимационных фильмов режиссера были включены в список двухсот пятидесяти лучших фильмов.
Художественная литература как нечто совершенно привычное
Самые необычные события кажутся героям фильмов Миядзаки довольно распространенными. Девушка, ожидающая автобуса на остановке, не удивляется появлению Тоторо, хранителя духа леса, а вместо этого предлагает ему зонт.
Есть много примеров: пилот с косичками, прогуливающийся среди простых людей, или гуляющее чучело из «Удивительного Бродячего Замка». В фильмах Миядзаки воплощены самые неожиданные и яркие фантазии автора.
Любовь к полету и сложным устройствам
Любовь Миядзаки к самолетам и сложным устройствам возникла с раннего детства. Они являются неотъемлемым элементом его произведений. В некоторых фильмах им отведена ведущая роль.
Многие механизмы чрезвычайно необычны, но они разработаны с такой любовью, что никто не станет критиковать автора за ошибки в их дизайне.
Экологические проблемы
В одном из интервью Миядзаки сказал, что не мог создавать фильмы, не затрагивая проблемы человечества, как части экосистемы. Одной из главных тем в мультипликационных фильмах мастера являются экологические проблемы. В мультфильме «Наусика из долины ветров», в котором принцесса пытается спасти королевство от экологической катастрофы, этой проблеме отводится особое место. А в аналоге «Русалочки» главный герой больше озабочен повышением уровня моря, чем личными отношениями.
Не стоит забывать и о божестве из мультика «Унесенные призраками», которое персонажи долгое время пытались отмыть в бане. Идея создания этой сцены возникла после реального инцидента, когда автор увидел тонны мусора, которые загрязняли водоем в течение многих лет.
Восхищение природой
Художник никогда не забудет насладиться природой. В каждой из его работ есть сцены, в которых герои просто наслаждаются красотами окружающего мира. Даже если они очень заняты и стремятся решить какую-то проблему, они делают паузу, чтобы еще раз убедиться, насколько прекрасен мир.
Большое внимание к деталям
Большое внимание уделяется тому, что происходит в фоновом режиме. Персонажи в фильмах — не просто статисты, они живут своей жизнью, даже если они не имеют абсолютно никакого отношения к сюжету: люди общаются, обедают в кафе и гуляют. Интерьеры полны предметов, в каждом из которых отмечается его практическая применимость.
Кроме того, режиссер обычно использует один из самых сложных методов анимации — полную анимацию. Фон меняется вместе с движениями персонажей, делая анимационный фильм реалистичным.
Зачастую роль главного героя отводится хрупкой, но сильной девушке
Часто главными героями фильмов Миядзаки являются девушки и даже маленькие девочки. Однако это только внешний вид, за которым скрыта внутренняя сила, способность действовать и контролировать любую ситуацию.
Миядзаки о серьезных проблемах говорит простыми словами
По-видимому, в детских историях возникают проблемы универсального значения: от пацифизма, феминизма, заботы об окружающей среде до личных проблем, таких как любовь, потеря и поиск себя в мире. Мультфильмы всегда драматичны, но они не причиняют вреда. Наоборот, они развивают воображение и положительно ориентируют мысли зрителей.
Отсутствие строгого сценария
Периодически действие в мультипликационных фильмах Миядзаки замедляется, и в каждом из них обязательно происходит отклонение от основного сюжета. Персонажи никуда не спешат, отдыхают после рабочего дня, восхищаются пейзажем, наслаждаются моментом.
Миядзаки работает без четко определенного сценария и думает о сюжете на лету. Именно поэтому в фильмах творца так часто возникают неожиданные повороты сюжета.
Добро всегда побеждает зло
«Во время поездки Тихиро я хотел сказать зрителям: не волнуйтесь, в конце концов, все получится, они смогут найти свое место в жизни», — сказал в одном из интервью автор о своем шедевре, получившем премию «Оскар». И это принцип, который применяется к каждому из его фильмов.
Взрывы, которые художник пережил в детстве, оставили большой след в его жизни, поэтому многие персонажи в его вымышленных мирах оказались в сложной ситуации. Однако конец всегда один и тот же: добро торжествует, зло повержено. Во многих мультфильмах злодеи в конечном итоге принимают сторону добра и просят прощения за свои злодеяния.
Фильмы студии Ghibli вернулись в кинотеатры некоторых стран с 2017 года. Однако большинство фанатов Миядзаки интересует новая картина, которая была официально анонсирована в 2017 году. На экраны очередной шедевр Хаяо будет выпущен в Японии в 2020 году.
Хаяо Миядзаки — несомненный гений. Его мультфильмы не только радуют глаз, но и заставляют задуматься о серьезных проблемах и отношениях с окружающими людьми. Плавность сюжета и необычные повороты интригуют зрителей, предугадать развязку невозможно. Мастерство мастера поражает не только любителей анимационных фильмов, но и кинокритиков. Именно поэтому Миядзаки является обладателем множество престижных наград, в том числе премии «Оскар».