Лучший способ стать душой компании — рассказывать известные истории

Мы любим рассказывать друзьям и близким о том, что с нами произошло, а с ними нет: от путешествий в экзотические страны, до случайных встреч со знаменитостями. Но новое исследование показывает, что эти истории не так волнуют их, как мы себе представляем.

Серия исследований, опубликованных в журнале «Наука психологии», журнале Ассоциации психологических наук, показывает, что как спикеры, так и слушатели обычно полагают, что новые истории будут больше нравиться толпе, но в конечном итоге слушатели получат больше удовольствия от знакомых историй.

Обычные разговоры

«Разговор является наиболее распространенным видом социальной деятельности человека, и для его успешного выполнения необходимо, чтобы мы знали, что больше всего хотят услышать наши собеседники», — говорит ученый-психолог Даниэль Т. Гилберт из Гарвардского университета.

Лучший способ стать душой компании - рассказывать известные истории

«Спикеры думают, что слушателям больше всего понравятся рассказы об опыте, которого у самих слушателей не было, но наши исследования показывают, что спикеры ошибаются».

Интересное наблюдение

Исследование стало возможным благодаря некоторым реальным наблюдениям, которыми поделились Гилберт и его соавторы Гас Куни (Гарвардский университет) и Тимоти Д. Уилсон (университет Вирджинии):

«Когда наши друзья пытаются рассказать нам о фильмах, которые мы никогда не видели, или альбомах, которые мы никогда не слышали, мы обычно не в восторге, чувствуем себя уныло и растеряно. Это потому, что этот опыт настолько чужд, что обычному человеку практически невозможно дискутировать на эту тему», — объясняет Гилберт.

Лучший способ стать душой компании - рассказывать известные истории

«И все же, как только наступает наш черед делиться новостями, мы делаем то же самое с нашими друзьями — с точно такими же последствиями. Мы хотели разобраться, почему так происходит».

Эксперименты

Исследователи решили сделать это, проведя серию из четырех экспериментов.

В своем первом эксперименте исследователи распределили участников на группы по три человека, один из которых выступал в роли говорящего, а два других — в качестве слушателей. Спикеры смотрели видео — либо беседу TED об интеллекте ворон, либо интервью с владельцем специализированного садового магазина — и затем пытались описать его слушателям. Некоторые из слушателей видели видео, которое описывал спикер, а другие нет.

Перед тем, как начать говорить, спикеры выдвинули свои предположения относительно того, насколько слушателям понравится слушать, как они разговаривают, и насколько интересными и эффективными их будут считать. Когда ораторы закончили говорить, слушатели оценили их по этим параметрам.

Результаты экспериментов

Результаты показали, что прогнозы докладчиков были кардинально иными. Они ожидали, что слушатели будут более позитивно реагировать на истории, если не видели видео, которое они описывали. Но на самом деле слушатели отреагировали гораздо более позитивно, когда уже видели видео. Ораторы ожидали, что слушатели получат удовольствие от того, что услышат нечто новое, но на самом деле все было наоборот.

Лучший способ стать душой компании - рассказывать известные истории

Второе исследование показало, что когда слушателей просили предсказать их собственную реакцию, они сделали ту же ошибку, что и спикеры.

Почему так происходит?

Что делает рассказы о знакомых событиях более приятными, чем ожидают спикеры или слушатели? Неужели спикеры лучше рассказывают знакомые истории или личный опыт слушателей позволяет им легче понимать их?

В своем третьем и четвертом исследованиях специалисты обнаружили, что именно второе объяснение является правильным. Когда слушатели уже видели видео, которое описывал спикер, они смогли «заполнить пробелы» в рассказе, что сделало услышанную историю более приятной на слух.

«Люди — ужасные рассказчики, которые упускают много важной информации», — говорит Гилберт. «Вероятно, нашим друзьям было бы приятно услышать, как мы рассказываем им о картине, которую они никогда не видели, или о книге, которую они никогда не читали, если бы мы могли хорошо делать это».

Но большинство из нас не могут. В результате наши друзья становятся намного счастливее, когда мы рассказываем им то, что они уже знают, потому что они, по крайней мере, понимают, о чем мы говорим. Мы слишком обеспокоены тем, чтобы удивить или взволновать собеседника, вместо того, чтобы думать о том, чтобы его не запутать.

Что делать?

Получается, для того чтобы заинтересовать собеседника, проще говорить с ним на знакомые темы. Конечно, вы можете обсуждать с ним события вашей личной жизни и прочее, но намного интереснее каждому из вас будет говорить о том, что вы оба знаете.

Лучше всего затрагивать темы, которые касаются вас двоих: материнство, спорт, компьютерные игры и пр. Хотя шутки в данном случае являются, пожалуй, универсальным инструментом для общения.

Лучший способ стать душой компании - рассказывать известные истории

Например, можно обсудить сериал, который вы оба видели, или событие в мире, о котором вы слышали. Таким образом вы сможете заполнить проблемы в воспоминаниях друг друга, а также развить дискуссию на темы, волнующие вас.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.