Фильм российского режиссера Павла Чухрая «Водитель для Веры» произвел настоящий фурор на фестивале «Кинотавр» пятнадцать лет назад. Несмотря на высокие оценки критиков, кинолента неожиданно для создателей провалилась в прокате, собрав всего два миллиона долларов из потраченных трех. О том, почему так получилось и что осталось за кадром фильма, узнаете из сегодняшней статьи.
Подготовительный этап
Павел Чухрай снял такие легендарные киноленты, как «Вор», «Холодное танго», «Игроки» и т.д. В кругах киношников он известен как очень скрупулезный и невероятно требовательный режиссер. Практически каждый дубль, каждый эпизод он стремится довести до совершенства. Но это уже когда дело доходит до съемок. Подготовительный этап и вовсе может растянуться на годы, пока Павел наконец не будет доволен сценарием и каждой репликой.
Кстати, в фильме «Водитель для Веры» он выступил не только в качестве режиссера, но и решил себя попробовать в роли сценариста. Несколько месяцев отбирали актеров на главные роли. Претендентов было много, но угодить Павлу мог далеко не каждый, а только тот, кто бы смог стать со своим экранным персонажем единым целым.
«Он обладает мужской притягательностью»
Вообще кастинг артистов на главные роли проходил аж в три этапа. Первый отбор проходил без участия Павла, второй — уже с режиссером, а не третьем были кинопробы с гримом, костюмами и дублями.
На роль молодого обаятельного сержанта Виктора претендовало много талантливых и именитых актеров. Павел отмечает, что практически все они отличались профессионализмом, но почему-то не дотягивали до образа, который нарисовал в голове режиссер. И только Игорь Петренко соответствовал всем требованиям. Чухрай говорит, что в нем есть особая мужская притягательность, что было необходимым элементом для того, чтобы передать характер персонажа. Кстати, на тот момент Игорь был уже довольно известным и востребованным актером. Он запомнился зрителям по ролям в фильмах «Кармен» и «Звезда».
Роль за целеустремленность и старательность
Чего не скажешь о российской актрисе Алене Бабенко, которая пятнадцать лет назад была еще не слишком известна зрителям. Она засветилась в многосерийной мелодраме «Подари мне жизнь», премьера которой состоялась в 2003 году. Нельзя сказать, что артистку засыпали предложениями, поэтому она продолжала ходить на кастинги. На роль Веры Серовой уже выстроилась целая очередь из именитых актрис, но только Алене удалось расположить к себе режиссера. Павел говорит, что был покорен ее старательностью, целеустремленностью и полной самоотдачей. Бабенко принимала активное участие в создании экранного образа. Именно она придумала походку для своей героини, обратив внимание на случайно проходящую по улице девушку.
Знакомство с «папой»
Алена Бабенко вспоминает, как впервые познакомилась с украинским актером Богданом Ступкой, который играл роль ее отца – генерала-лейтенанта Серова. Артист приехал в Москву для проб костюмов и грима. Он сидел в актерском цеху в обычных тренировочных штанах и в майке, когда зашла Алена. Их представили друг другу забавным образом: «Это Богдан Сильвестрович – ваш папа, а это Алена Бабенко – ваша дочь». Актриса радостно воскликнула: «Папа!», а Ступка ей подыграл и тоже в ответ воскликнул: «Доча!»
Они сделали совместное фото на память, которое, по словам Алены, по сей день хранится у нее дома. Бабенко признается, что была очарована талантом и высоким уровнем профессионализма своего экранного отца.
Поиск места для съемок
По сценарию события фильма разворачивались в шестидесятых годах в Крыму. Киноленту решили снимать в Севастополе, а также в поселках Кача и Алсу. Долгое время не могли определиться с выбором резиденции. Режиссер лично объездил все возможные локации, но ему ничего не приглянулось. Тогда кто-то посоветовал Павлу обратить внимание на заброшенный детский санаторий, который располагался на территории особняка, где в свое время жила балерина Ольга Лепешинская.
Резиденция понравилась режиссеру, но вот дорога к зданию и приусадебный участок оставляли желать лучшего. Тогда Павел пригласил ландшафтных дизайнеров, которые высадили красивые клумбы. Также была отремонтирована дорога. Директор санатория после такого преображения стал опасаться, что здание могут продать.
Одежда и реквизит
Чтобы в точности воссоздать обстановку той эпохи, потребовался соответствующий реквизит. Предметы старины искали на блошиных рынках и даже дали клич жителям Севастополя: если у кого-то есть дома вещи из шестидесятых, одолжить на время съемок.
С нарядами тоже возникли сложности. Из современных тканей невозможно было пошить одежду той эпохи, поэтому вещи тоже искали на блошиных рынках. К работе подключили мастеров из ателье с большим опытом работы, которые знали, как шить офицерские мундиры тех времен.
Актерами массовки стали моряки Черноморского флота – целых полторы тысячи человек. Чтобы их переодеть, понадобилось арендовать целый стадион. Кстати, в качестве консультантов выступали бывшие кадровые военные, которые служили в Севастополе сорок лет назад. Все это было сделано для того, чтобы картина получилась максимально достоверной и реалистичной.
Побои и нервные срывы
Съемки фильма проходили целых два года и стали настоящим испытанием для актеров. Режиссер был невероятно требовательным и заставлял делать десятки, а то и сотни дублей, пока не получал желаемого результата. Богдан Ступка вспоминал, как во время съемок одного из эпизодов пил настоящий портвейн. Спустя десяток дублей он уже едва держался на ногах.
Но вот кому пришлось несладко, так это Алене Бабенко. Сцену, где она рассказывает о беременности папе, а тот в ответ бьет ее по лицу, снимали целых восемнадцать дублей! Чухрай не давал актерам отдыхать и отвлекаться, поэтому у многих случались нервные срывы. Игорь Петренко сказал, что у него складывалось такое впечатление, будто каждый день они играли дипломный спектакль.
Реакция зрителей
Как ни странно, но зрители оказались не в восторге от фильма. Многие жаловались на перегруженность сюжета, на противоречивые характеры персонажей и вообще недоумевали по поводу того, что хотел донести режиссер этой кинолентой. Чухрай в ответ на критику сказал, что его целью было снять фильм, где нет правых или виноватых. В реальной жизни каждый человек противоречив.