Впервые в жизни смотрела финал “Евровидения-2021” все четыре часа и еще долго не могла уснуть, испытывая жуткое возбуждение. До сих пор у многих, как и у меня, остается послевкусие и желание высказаться. Хочется отметить те моменты, которые показывают некоторые тенденции проведения главного европейского песенного конкурса.
Евровидению жить!
Конкурс был юбилейным, 65-м по счету. При этом он по-прежнему будоражит музыкальную общественность, зрителей-европейцев и не только. К конкурсу на 60-летие присоединилась Австралия, мечтает стать участником Казахстан, однако получил отказ, так как не входит в ЕВС. Вместе с певицей из Сан-Марино выступал легендарный рэпер Flo Rida. И отнюдь не в роли приглашенного хедлайнера, а в роли конкурсанта.
Одним из итогов “Евровидения-21” можно назвать решение Соединенных Штатов о проведении “Американовидения”, где будут состязаться участники из всех 50 штатов. Думаю, у конкурса будет много зрителей не только внутри страны, но и за океаном.
“Встала и пошла!”
Нет, это не о песне Манижи, это о судейской коллегии… В отзывах на “Евровидение” именно работа жюри вызывает самый большой негатив. Напомним: голосование зрителей и судей по системе 50/50 было впервые введено в 2009 году. Оно создало некую интригу. Сначала выставляются экспертные оценки (фото см. выше), а потом зачитываются зрительские баллы. И мнения часто не совпадают, производя ротацию списков участников в прямом эфире. Это делает “Евровидение” настоящим шоу с потрясающим всплеском эмоций. На глазах зрителей разыгрываются настоящие драмы.
Однако 2021 год показал, что голосование судей не просто политизированное, оно явно ангажированное. Когда Кипр ставит 12 баллов Греции и получает от нее то же самое, это раздражает. Российское жюри не нашло для Украины ни единого балла (как и они для нас), зато зрители отдали семь. Над тем, что наша страна поставила на первое место Молдову, не посмеялся только ленивый. Все громче зрители требуют, чтобы “Евровидение” вернулось исключительно к зрительскому голосованию.
О вкусах не спорят
Я в восторге от разнообразия жанров: страны предложили и баллады, и соул, и фолк, и даже рок. И у каждого направления в музыке есть свои поклонники. Думаю, в какой-то мере диктует свои предпочтения и время. После года локдауна большинству зрителей захотелось чего-то не просто зажигательного, а сногсшибательного. “Рок-н-ролл никогда не умрет”, — прокричал Дамиано Давид после победы, и он прав. Именно этому жанру зрители сегодня отдали предпочтение.
Поэтому высоко они поставили и финнов, вторую рок-группу, которой победить не позволило некоторое сходство с Linkin Park. “Евровидение” показало: возвращаться в нулевые уже никто не хочет. Зрители голосуют за новые средства самовыражения и не готовы отдавать свои сердца тем, кто на кого-то похож.
Вокал по-прежнему в чести
Многие говорят о том, что на “Евровидении” начали побеждать какие-то «фрики», а вокал стал вторичным. В доказательство приводят поражение представительницы Мальты Дестини Чукуньере. Не согласна категорически. Во-первых, в финале не пели безголосые артисты. И даже Джеймс Ньюмен из Британии, который “заработал” ноль баллов, — обладатель великолепного тембра с заметной хрипотцой и абсолютно профессиональный, замечательный артист. Во-вторых, зрителю предстояло выбирать. И он выбирал того, кто понравился ему чуть больше.
Конечно, возможность записать бэк-вокал заранее, что связано с пандемией, позволила кому-то из участников где-то “подтянуть” те или иные ноты. Но обращаю внимание, что Дамиано Давид (Måneskin) пел вообще без бэка. Умельцы выложили в Интернет его голос с микрофона, и это стоит того, чтобы послушать. Не только ни одной “кривой” ноты, но и сам тембр у него необыкновенно завораживающий.
Самобытность вытесняет плагиат
За Дестини не проголосовали зрители, потому что она чем-то напоминала Нетту, а хрупкая, проникновенная Барбара Прави — Эдит Пиаф. Пусть великую соотечественницу, но все же… Болгарская исполнительница — это вторая Билли Айлиш, Сербия — наша улучшенная “ВИА Гра”, а дуэт представительницы Сан-Марино и рэпера Flo Rida — это просто вчерашний день. Вокал в сопровождении речитатива уже попахивает нафталином, хотя американец явно «качнул» зал. Уверенность и харизма налицо.
Не произвели на зрителей и композиции, которые напоминают то, что уже было. Gjon’s Tears (Швейцария) пел безукоризненно, но по манере исполнения это очень напоминало Дункана Лоуренса — победителя 2019 года.
2021-й порадовал обилием этники, национального колорита… и свержением с пьедестала английского языка. Все больше исполнителей готовы петь на родном. Те, кто считает, что Манижа в чем-то проиграла из-за использования русского языка, пусть обратят внимание на топ-5. Три первых места — это песни на французском, только 4-я — на английском, 5-я — вообще на украинском.
Новая этика
Политкорректность, движение Black Lives Matter, толерантность к людям с нетрадиционной ориентацией — все это страны демонстрировали, словно соперничая друг с другом. От Швеции, Нидерландов и еще ряда стран выступали темнокожие артисты. В этом ряду песня Манижи тоже смотрелось как манифест феминистского толка, поэтому довольно тепло была принята публикой. Манижа много выступала на пресс-конференциях, раскрывая свою позицию и подчеркивая ту миссию, которую для себя избрала.
Думаю, что в этом и заключалась продюсерская задумка Первого канала. Как проект это сработало.
Но такая песня не смогла победить. Потому что в ней не было музыкального материала, который бы зацепил, крепкого вокала… и безусловной поддержки соотечественников. Уверена, исполнителю трудно постоянно что-то доказывать тем, кому ничего доказывать не надо, — своим зрителям. Для меня она талантливый, но нишевый исполнитель. У нее есть свой слушатель, своя аудитория, но это далеко не вся страна.
Но Манижа — боец. В полуфинале она превзошла себя, будучи убедительной и неожиданной для многих. Но в финале, давайте скажем честно, голос подуставший, вокал не очень… 9-е место — это очень хороший результат для такой композиции и выступления.
Искренность побеждает продюсерские проекты
Эту тенденцию наблюдаю на “Евровидении” не первый год и очень радуюсь, что деньги решают не все. Зрительское голосование вселяет надежду, что дорогу осилит идущий. Настоящим талантам сердца тех, кто по-настоящему любит и ценит музыку, открыты всегда.
Пример проекта с большим вложением — Молдова. Не помогло. А группе из Исландии Da i og Gagnamagni из-за коронавируса не удалось даже выступить на сцене. Их просто показывали в записи. Но зрители отдали им свои голоса и сердца. В итоге они заняли четвертое (!) место.
Итальянцы после оценок жюри были только четвертыми, а в итоге оказались с большим отрывом первыми. Судьи поставили на первое место швейцарца, но кто-то в комментарии по поводу своего выбора в пользу Måneskin написал: “Хороший, весь положительный парень чем-то напомнил сына подруги моей матери, за которого меня сватали с раннего детства. Но не цепляло. А итальянец (Дамиано Давид) — это словно старший брат одноклассницы. Он всегда мог угостить пивом, и у него уже была “Приора”.
Ну что с этим поделать? Хорошие девочки всегда выбирают плохих, но харизматичных парней.
Последние годы Италия постоянно была в шаге от победы на «Евровидении». И эти эмоции на видео говорят сами за себя: побеждает тот, кто больше хотел!