Ковид и Голливуд: американское кино исчезает, как европейское после «испанки»?

Когда в конце лета вышел научно-фантастический фильм Кристофера Нолана «Довод», появилась надежда, что зрители снова вернутся на бархатные сиденья и потоки попкорна заполнят кинотеатры. Владельцы по всему миру вложили значительные средства, чтобы сделать свои кинотеатры такими же безопасными, как и другие вновь открывавшиеся места отдыха и культуры.

Кассовые сборы заметно снизились

«Довод» завоевал зрителей по всему миру, но не в США. Из 307 миллионов долларов, собранных в прокате к началу октября 2020 года, только 45 миллионов приходится на исторически прибыльный рынок США. Более 85 % прибыли — за пределами страны. Доля кассовых сборов росла в течение многих лет — от 70 % до 75 %, что вполне соответствовало ожиданиям студий.

Ковид и Голливуд: американское кино исчезает, как европейское после "испанки"?

По мере того как студии пытаются разобраться в цифрах и соответствующим образом корректировать графики выпуска фильмов, прокатчикам всего мира стало очевидным одно: Голливуд в основном сосредотачивается на… Голливуде.

Поскольку кинотеатры в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке все еще закрыты из-за пандемии, студии стараются сократить потери, вызванные COVID-19. Премьеры подобные «Чудо-женщина 1984», ремейки «Кэндимэна» и «Дюны» и новый фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать» отложены, в то время как другие, такие как «Мулан», обошли кинотеатры и вместо этого дебютировали на потоковых сервисах.

Кинотеатры не выдерживают соперничества с ковидом

Ковид и Голливуд: американское кино исчезает, как европейское после "испанки"?

Cineworld — вторая по величине сеть кинотеатров в мире — в обозримом будущем закроет все свои кинотеатры в Великобритании и США. По словам генерального директора Муки Грейдингера: «Мы похожи на продуктовый магазин, в котором нет еды. Мы должны были принять это решение, пока не стало слишком поздно».

Для студий вполне понятно желание защитить свои вложения — блокбастеры стоят огромных денег. Но Голливуд может захотеть вернуться к истокам, когда полностью осознает угрозу. И здесь особенно важен краткий обзор событий, связанных с испанским гриппом.

Начало апокалипсиса

Шел 1918 год. Долгая кровопролитная война подходила к концу. Свет в конце туннеля многообещающе мерцал. Но как только мир ускорил свой шаг навстречу этому манящему мерцанию, под его ногами разверзлась огромная зияющая дыра.

Ковид и Голливуд: американское кино исчезает, как европейское после "испанки"?

Смертельная пандемия — H1N1 — охватила страну быстро и яростно. Его более «дружелюбное» название — «испанский грипп» — опровергало тот факт, что этот вирус поразит 500 миллионов человек (примерно треть населения мира) и более 50 миллионов умрут.

До Первой мировой войны Голливуд развивался как центр кинопроизводства. Но это была одна из многих национальных киноиндустрий с сильной конкуренцией со стороны крупных европейских компаний, таких как Pathé и Gaumont.

Расцвет Голливуда

Продюсерская и кинематографическая инфраструктура Европы была разрушена войной, а пандемия не позволила ее восстановить. Тем временем американские предприниматели, такие как Уильям Фокс и Джесси Ласки, основатели студий Fox и Paramount, смогли заполнить образовавшуюся пустоту, разработав в Америке инфраструктуру, которая делает большие ставки на кинотеатры, современные оборудование и, главное, художественные фильмы.

Ковид и Голливуд: американское кино исчезает, как европейское после "испанки"?

Вдохновленные идеологией производства нескольких отделов Ford Motor Company, они начали создавать такие роскошные фильмы, как «Путь вниз на восток» (1920), «Четыре всадника апокалипсиса» (1921 г.) и «Десять заповедей» (1923 г.).

Калифорния обогнала Нью-Йорк как центр этой новой индустрии отчасти потому, что от пандемии сильнее пострадало восточное побережье, и вскоре на свет появились такие звезды, как Чарли Чаплин в фильме «Ребенок» (1921). Европейское кино не могло ответить — тут можно вспомнить замечательную фразу Тони Кертиса/Сидни Фалько в «Сладком запахе успеха»: «Смотри, как я пробегаю 100-ярдовый рывок с отрезанными ногами».

И когда позднее стало возможным производство звука, американцы оказались в гораздо более выгодном положении, чтобы инвестировать значительные средства и закрепить свое положение, которое они с тех пор не теряли.

Поворот судьбы?

Перенесемся на столетие вперед, и сегодняшняя пандемия коронавируса рискует положить конец господству Голливуда. Международные кассовые сборы стали более важными в последние годы в основном из-за Китая, который за очень короткое время превратился в огромного потребителя кино, в то время как другие рынки, такие как Индонезия, Саудовская Аравия и Нигерия, также быстро выросли. За три десятилетия доходы за пределами США выросли примерно с трети до рекордного уровня в 73 % в прошлом году.

Ковид и Голливуд: американское кино исчезает, как европейское после "испанки"?

Эта ситуация, конечно, известна киностудиям и режиссерам Голливуда. Тем не менее они не могут или не хотят в полной мере оценить риски, которым подвергаются сейчас. Покидать мировые кинотеатры — значит, создавать пустоту, которая может стать для них «моментом расплаты 1918 года».

Мы уже видели, что китайский фильм о войне «Восемь сотен» стал хитом года в его родной стране. Также примечательно, что Cineworld не закрыла свои кинотеатры в Восточной Европе и Израиле, потому что считает, что там достаточно благоприятная обстановка, чтобы привлечь аудиторию. Опасность состоит в том, что у публики на этих рынках разовьется вкус к местным фильмам, и они никогда в той же степени не вернутся к голливудским.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.