Новинки российского кинематографа интересуют не только наших соотечественников, но и зарубежных зрителей. В этом небольшом обзоре мы представим вам пять картин, среди которых есть и номинанты на премию «Оскар», и весьма провокационные ленты.
1. «Дылда»
Действие фильма молодого и очень талантливого режиссера Кантемира Балагова происходят в Ленинграде в 1945 году. Это история двух молодых женщин, возвращающихся с фронта. Они мечтают восстановить свой мир в послевоенном кошмаре, а их близкие отношения – это попытка найти понимающую душу в мире одиночества и безразличия.
Это вторая полнометражная лента 28-летнего ученика Сокурова, которая продемонстрировала, что Кантемир – сформировавшийся мастер, имеющий свой почерк. В основу сюжета легла книга «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич. Сценарий Балагов создавал в соавторстве с Александром Тереховым.
Премьера картины состоялась в 2019 году на Каннском фестивале в категории «Особый взгляд». Кантемир Балагов получил награду «Лучший режиссер».
2. «Т-34»
Военно-приключенческий фильм Алексея Сидорова стал самым кассовым в отечественном кинематографе в 2019 году: он собрал 2,3 миллиарда рублей. «Т-34» сочетает в себе деликатную тему русского патриотизма во время Второй мировой войны с интенсивными танковыми сражениями.
Фильм рассказывает о бывшем курсанте Николае Ивушкине. В селе Нефедовка в ноябре 1941 года он вынужден был взять на себя командование единственным уцелевшим танком, чтобы вступить в неравную схватку с фашистской танковой ротой, которая приближалась к Москве.
В бою Николай был ранен. Пытавшийся совершить несколько побегов Ивушкин летом 1944 года попал в концлагерь в Тюрингии. Там его пытаются использовать для тренировки немецких кадетов по управлению советским танком. Ему подобрали команду и выдали новую модель танка Т-34, прибывшую с фронта, но Ивушкин не оставил идею побега…
3. «Бык»
Драма Бориса Акопова вначале получила диплом за лучший дебют на «Кинотавре», потом в Сочи две награды от основного жюри за лучшую операторскую работу и лучший фильм. А в Карловых Варах лента была удостоена главного приза в конкурсе «К востоку от запада».
События картины разворачиваются в 90-е годы. 34-летний режиссер размышляет о перестройке как о сложном периоде в истории России. Фильм рассказывает о криминальном авторитете Антоне Быкове по прозвищу Бык. Сюжет и его представление близки к подобным картинам 90-х или начала нулевых годов («Бригада», «Брат») которые снимались по горячим следам событий в стране того времени.
4. «Мальчик русский»
Картина еще одного ученика Александра Сокурова, Александра Золотухина, признана одним из наиболее значительных дебютов 2019 года. Премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале.
«Мальчик русский» – это военная драма. В начале Первой мировой войны молодой деревенский паренек во время одного из сражений слепнет и приходит в себя только в лазарете. Его собираются демобилизовать, но он не хочет быть обузой родным и остается на линии фронта. Он становится профессиональным «слушателем», предупреждающем однополчан о приближении врага.
Зарубежные критики сравнили эту картину с ранними работами Элема Климова и Андрея Тарковского. «Мальчик русский» снят в черно-белых тонах со стилизацией под зернистую выцветшую пленку.
5. «Верность»
Фильм 34-летней Нигины Сайфуллаевой стал, пожалуй, самым откровенным и провокационным в российском кинематографе последних лет. Главная героиня Лена работает врачом-гинекологом в частной клинике, ее муж Сергей актер городского театра.
Лену беспокоит отстраненность мужа, который, как ей кажется, не испытывает к ней былых чувств. Эти мысли толкают ее на измену… Из-за множества откровенных сцен фильм подвергся жесткой критике со стороны жюри «Кинотавра».