Искусство резьбы по камню появилось несколько тысячелетий назад. Одними из наиболее известных произведений, выходящих из умелых рук мастера, считаются камеи. Это изделие из драгоценного или полудрагоценного камня, на котором вырезано выпуклое изображение из минерала другого цвета или оттенка, впервые появилось в 4 веке до н. э. Родиной таких изящных изделий многие специалисты считают Александрию. По поводу происхождения самого названия «камея» существуют различные точки зрения. Оно могло быть образовано от персидского слова chumahau, латинского camahatus или итальянского chama.
В самом начале своего пути эти миниатюрные изделия вырезались только на многоцветных полудрагоценных камнях – яшме и сардониксе. Однако с течением времени, для того чтобы выполнить изысканные камеи, мастера стали с успехом использовать топазы и аметисты, изумруды и аквамарины. Обычно для фона берется более темный материал, на который затем накладываются изображения из более светлого. Идеальным камнем, пригодным для изготовления камей, считают агат с его слоистой, разноцветной структурой.
Развитие камнерезного искусства
Вырезались камеи с применением вращающихся медных колесиков. Абразивом обычно служил порошок корунда или алмазная пыль. Финишная шлифовка проводилась смесью порошка гематита и оливкового масла. Резчик работал практически вслепую. Так как абразивный состав покрывал собой рисунок.
Древние мастера резьбы по камню владели приемами рельефной работы, но применяли их очень редко. В основном это были каменные цилиндры (печати с ручкой) или оборотная сторона священного жука-скарабея. Чаще всего такие работы выполнялись из однотонного камня. Однако искусство быстро развивалось. Портреты правителей, египетские божества, разного рода орнаменты, элементы декора, различные украшения – все это признаки увеличивающейся популярности камей среди богатых жителей Александрии.
Камеи, это настоящее искусство камнерезания, можно увидеть в изделиях мастеров Древнего Рима и Древней Греции. Для произведений искусства тех времен характерна необыкновенная тонкость выполнения работы, простота, строгость и изящество.
Наиболее крутой виток история камеи совершила в 17–18 веках, в период Ренессанса. Хотя античную камею и считают своего рода эталоном красоты, итальянским мастерам удалось не только приблизиться к совершенству, но и придать импульс развитию камнерезного искусства в других странах.
Сюжеты камей и их практическое применение
Сюжет, изображенный мастером на камее, оказывал влияние на практическое применение изделия в реальной жизни. Почти все стороны бытия человека нашли отражение в геммах и камеях. Для подарка невесте предпочтительнее были изделия со сценами из «Амура и Психеи». Сюжеты с Прозерпиной, похищенной у матери, более подходили для лиц, находящихся в трауре или переживающих какое-либо несчастье. Юристам, служителям Фемиды, дарили изделия с сюжетами, олицетворяющими правосудие богов (к примеру, пытка Марсия). Сцены военных действий обычно вырезались на камеях, предназначенных для воинов. Сюжеты подобных изделий тех времен – это литература и театр, религия и политика.
Однако нельзя сказать, что геммы и камеи предназначались только для эстетического наслаждения. Эти изделия служили также и в качестве амулетов, которые древние люди носили на шее в виде кулона или на пальцах в виде колец. Большой популярностью пользовались печати, врезанные в перстни, и сами кольца с резными камнями, которые принято было дарить в знак особого расположения. Часто изделия камнерезного искусства служили в качестве подношения богам. Нередко мастера вырезали просто надписи на камнях, без всяких изображений. Тексты эти могли нести разную смысловую нагрузку: от формул посвящения до одного имени владельца.
Знаменитые изделия
Самые знаменитые камеи в истории были созданы в Александрии греческими мастерами, служащими при дворе Птолемеев. К шедеврам тех времен относят уникальную «Камею Гонзага». Также к самым выдающимся можно отнести такие близкие друг к другу изделия, как «Камея Августа» и «Гемма Тиберия» (самая большая в мире).
«Камея Гонзага»
Изделие имеет достаточно крупные размеры (15,7 х 11,8 х 3 см). На камее изображены два профиля: Птолемей и Арсиноя. С 1542 г. удалось ученым проследить историю камеи. Это семь смен владельцев в течение 400 лет и несколько пересечений Европы. Предпоследняя владелица шедевра Жозефина Богарне подарила камею русскому царю Александру I в знак благодарности за оказанное покровительство (он позаботился о ее безопасности и посодействовал в сохранении крупного состояния). В 1814 году произведение камнерезного искусства прибыло в Россию и по сей день хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
«Камея Августа»
Размеры композиции: 19,05 х 22,86 см. Камея состоит из двух регистров. Богиня Венера венчает лавровым венком императора Августа (изображен в центре). Что касается остальных персонажей произведения, то точки зрения ученых расходятся: по мнению одних, это римские боги, по мнению других – реальные люди, окружающие правителя.
«Камея Тиберия»
По мнению Наполеона, это произведение является Великой французской камеей. На трех регистрах с высокой точностью изображены 2 десятка фигур, среди которых Тиберий с Ливией, сидящие на троне, Германик со своей матерью Антонией. На верхнем регистре среди богов расположен император Август, окруженный умершими членами своей семьи. На нижнем регистре — побежденные воины со своими женщинами и детьми. За 2000 лет своего существования камея была дважды похищена, ее продавали, дарили. Трижды шедевр покидал Париж и возвращался. В настоящее время находится в коллекции Кабинета медалей.
Знаменитые и малоизвестные, простые и поражающие ювелирной точностью камеи – это застывшая история, возможность взглянуть на древний мир через века и тысячелетия, понять, как развивалось и усложнялось общество.