Если вам интересно, что из себя представляла Россия более века назад и какие изменения произошли в стране и в людях, то лучшего экскурсовода чем Сергей Прокудин-Горский вам не найти. Это был не просто фотограф, а исследователь и экспериментатор, добивавшийся уникального эффекта в передаче натуры в своих снимках. Как-то раз император всея Руси увидел его работы и не мог остаться равнодушным. И именно благодаря встрече Николая II и Прокудина-Горского мы можем увидеть «ту» Россию.
Новые технологии
Пожалуй, трудно представить погружение в историю прошлого без фотографий. Разумеется во времена строительства Египетских пирамид такой возможности не было, а жаль: ученые всех мастей до сих пор не могут понять, как удалось возвести эти сооружения и какие при этом приспособления применялись. Однако, начиная с XIX века начало развиваться искусство фотографии. Это было настоящее творчество при полном отсутствии имеющихся в наше время технологий. И тем удивительнее результаты, которых достигали мастера фотографии.
Например, Сергей Прокудин-Горский использовал следующий алгоритм:
- сначала делались три кадра с разными фильтрами — красным, синим и зеленым;
- затем снимки проецировались через подборку фильтров на экран, накладываясь один на другой;
- последний фильтр завершал работу, в результате чего из трех монохромных фото получалась реалистичная цветная картина.
С этим процессом фотограф ознакомился в 1902 году у своего учителя фотохимика Адольфа Мите.
Биографическая справка
Сергей Прокудин-Горский родился в 1863 году в августе, а его творческое наследие составляет более двух с половиной тысяч фотографий в цвете, с которыми можно ознакомиться в Библиотеке Конгресса США.
Качество его работ могло бы посостязаться и с современными фотографиями. Ему было интересно все, а потому его снимки отражают всю жизнь России во всем ее многообразии.
Здесь и природа, и крестьянские дети, и работа в поле, и заводские цеха, и царские выходы, а далее — война, будни госпиталей, революционные массы и их вожди, но и взаимоотношения между людьми, возникающие среди нарастающего хаоса.
Род Прокудиных-Горских относился к старинным дворянским фамилиям, предками которых были татарские князья, ставшие на сторону Дмитрия Донского. Эту фамилию носили и дипломаты, и военные, и писатели.
Сергей был человеком многосторонним и увлекающимся, а потому учился в Александровском лицее, затем был слушателем Санкт-Петербургского университета. В этот период именно там преподавал Д. И. Менделеев, так что, вполне возможно, что они и пересекались. Не завершив обучение в университете, Сергей перешел в Императорскую Военно-Медицинскую академию, но также прервал обучение.
Возможно, будущий фотограф чувствовал, что это все не то, что ему необходимо. Он увлекался живописью и музыкой, а в 1890 году перешел на государственную службу. И только с 1898 года деятельность Прокудина-Горского стала иметь отношение к фотографии, а в начале XX века он уже открыл свою собственную мастерскую в Петербурге. Но знаний не хватало, и через год он уехал за их получением в Германию к профессору Адольфу Мите. Вернулся он в Россию с новаторскими идеями, которые начал воплощать в жизнь.
Десятилетнее путешествие
Талантливый фотограф хотел передать все оттенки России, особенности народов, ее населявших, их быт и красоту природы. Он начал цикл цветных работ и побывал в Дагестане, на Черноморском побережье, в Курской глубинке, а затем в Киеве и Севастополе.
Снимал он и Санкт-Петербург. В 1906/1907 годах он в составе экспедиции Русского географического общества отправился в Туркестан, где в это время должно было быть солнечное затмение.
Благодаря Прокудину-Горскому мы увидели Л. Н. Толстого в его усадьбе.
Работы фотографа стали широко известны, и Николай II подписал с ним договор о съемках всех уголков России в течение 10-ти лет, выделив необходимый транспорт. Эти фотографии планировалось поместить в школьные учебники. Однако Первая мировая война и последующие события не дали этим планам сбыться. Но то, что Прокудин-Горский успел сделать, позволяет нам сегодня прочувствовать атмосферу дореволюционной России.
Судьба фотографа была запутанной и достойна отдельного исследования. Он умер в 1944 году и похоронен на русском кладбище под Парижем. А его коллекция была выкуплена у наследников Библиотекой Конгресса США в 1948 году.
Именно поэтому мы и имеем возможность ознакомиться с этими работами.
Если вы действительно хотите понять Россию и ее историю, то всмотритесь в лица и обстановку на снимках Прокудина-Горского.