История создания автомобиля ГАЗ-34

Грузовые автомобили

Незадолго до начала войны с фашистской Германией на Горьковском автомобильном заводе начались разработки новейшей автотехники. Руководителем конструкторского бюро в то время был легендарный автоконструктор В. А. Грачев.

Прототип автомобиля ГАЗ-34

Все разработанные опытные экземпляры машин представляли собой совокупность отечественных узлов и иностранных агрегатов, которые на тот момент времени считались довольно передовыми разработками. Однако, несмотря на это, эксплуатационные качества автомобилей оставляли желать лучшего. И если в области легких грузовиков, имевших две оси и полный привод, определенные успехи были: в послевоенные годы грузовик ГАЗ-63, созданный специально для нужд армии, стал выпускаться серийно — то с разработками более сложных трехосных моделей дела продвигались плохо.

История создания автомобиля ГАЗ-34

К концу 1939 г. с конвейера сошел опытный образец армейского трехосного грузовика ГАЗ-33, имевшего колесную формулу 6х6. Но эта модель оказалась очень тяжелой и была признана непригодной для эксплуатации в условиях бездорожья и глубокого снега. Работы по машине были прекращены, а вместе с ними закрыты и два проектных варианта ГАЗ-32 и ГАЗ-34.

Возрождение

Еще одна попытка выпустить трехосный грузовик была предпринята в середине 1940 года. Модель имела ту же маркировку – ГАЗ-33, но и в ней избавиться от недостатков по общей массе автомобиля, мощности двигателя и проходимости так и не удалось. Он был передан на доработку в Москву. Московский завод имени Сталина в то время разрабатывал свой армейский грузовик по образцу ленд-лизовских моделей ЗИС-151.

И только спустя два десятка лет, во время создания нового легкого грузовика ГАЗ-66, возобновилась работа и над трехосным вездеходом ГАЗ-34. Дополнительным стимулом для возобновления разработок стал новый капотный грузовик ЗИЛ-131, который разрабатывался конкурентами москвичами. Именно ему горьковчане хотели противопоставить свою модель армейского грузового автомобиля.

Первые «шаги»

Создание нового армейского тягача ГАЗ-34, способного перевозить грузы с массой до трех тонн, началась в 1964 году. С 1 июля того же года на автозаводе наладился серийный выпуск ГАЗ-66 – двухосного бескапотного грузовика. Автомобиль ГАЗ-34 внешне очень был похож на своего двухосного брата. Различие заключалось в габаритной длине и наличии третьей оси.

История создания автомобиля ГАЗ-34

Тогда же, в 1964 году, появился первый макетный образец, а следом за ним еще два автомобиля, но уже рабочих – опытных. На них была установлена кабина от 66-го, которую также можно было откинуть, чтобы получить доступ к двигателю. А к вертикальным прорезям воздухозаборника добавились дополнительные – горизонтальные, более короткие. Таких прорезей на серийных кабинах 66-го не было.

Пройдя заводские испытания, оба автомобиля были запущены в автопробег, сначала на 25, а затем на 50 тыс. км.

Еще три автомобиля ГАЗ-34 с определенными доработками вышли с конвейера в 1967 году. И уже к концу декабря 1968 года прошли как внутриведомственные, так и военные испытания.

Ряд узлов и агрегатов, а также кабину и кузов 34-ки конструкторы унифицировали с серийной моделью ГАЗ-66А, снабженной лебедкой. З4-ка также была оборудована системой, регулирующей давление в шинах, которая впоследствии вместе с лебедкой была установлена и на ГАЗ-66-02, серийно выпускавшийся заводом с 1968 года.

Характеристики ГАЗ-34 уникальными назвать было трудно, так как он представлял собой симбиоз разных грузовиков, и не только выпускаемых на Горьковском заводе.

Четыре грузовика в одном

ГАЗ-34 оригинальностью не отличался, так как в конструкции автомобиля поучаствовали сразу 4 машины. Так, от серийной модели ГАЗ-66 он получил:

  • бензиновый 115-сильный восьмиклапанный двигатель;
  • ведущие мосты с главными передачами гипоидного типа;
  • дифференциалы;
  • односкатную систему с восемнадцатидюймовыми колесами;
  • барабанную тормозную систему;
  • гидроусилитель руля;
  • двухместную кабину;
  • два топливных бака объемом по 210 литров каждый;
  • лебедку.

Из-за увеличения требуемых параметров полезной нагрузки, а также возросшей общей массы автомобиля в конструкцию 34-ки пришлось включить основные узлы и элементы трансмиссии от грузовиков, выпускаемых московским автозаводом. Это была вынужденная мера, так как только они были способны на тот момент вынести подобную нагрузку.

ЗиЛ-130 «подарил» 34-ке сцепление, имеющее однодисковую конструкцию.

От грузовика ЗиЛ-131 ему достались:

  • коробка передач с пятью ступенями, четыре из которых (кроме первой) были снабженными синхронизаторами;
  • раздаточная коробка с двумя ступенями и возможностью отключения переднего моста;
  • карданные валы.

От ЗиЛ-157 ГАЗ-34 позаимствовал:

  • индивидуальный привод задних мостов, установленных на балансированной подвеске с пятью карданными валами и промежуточной опорой;
  • механизм коробки отбора мощности.

Но были у ГАЗ-34 технические характеристики, которые отличали его от других грузовиков.

Оригинальные черты

Так как все пять машин, выпущенных Горьковским автозаводом, были собраны вручную, то в каждой из них была какая-то своя особенность, что и выяснилось при измерениях.

Между осями мостов (переднего и среднего) расстояние колебалось в пределах 2 мм и составляло от 3 453 до 3 455 мм. У задней тележки колесная база также была выполнена с разлетом в 5 мм и составляла 1 245 — 1 250 мм. Различия в длине по габариту находились в пределах 6 425-6 435 мм. Ширина колеи передних колес была от 1 810 мм до 1 815 мм. Задних – 1 750 — 1 755 мм. Клиренс под мостами варьировался от 306 до 312 мм. Полная масса автомобилей также отличалась и составляла от 8 260 до 8 820 кг (при снаряженной массе в 5 тонн 150 кг). Все эти замеры вошли в официальный отчет по итогам испытаний.

Кроме того, у ГАЗ-34 была удлиненная лонжеронная рама с усилением, а также оригинальная грузовая платформа с цельнометаллическим корпусом. Притом что платформа имела одинаковую ширину с ГАЗ-66 (2050 мм), ее внутренняя длина была больше на 800 мм и составляла 4 100 мм.

На платформу устанавливались откидные скамьи — 2-3 штуки. Тент оборудовался смотровыми окнами, а также клапанами для вентиляции.

История создания автомобиля ГАЗ-34

По сравнению с ЗиЛ-131, своим основным конкурентом, 34-ка получилась довольно легкой и компактной. Однако ЗиЛ по-прежнему оставался гораздо мощнее ГАЗа.

Конец ГАЗ-34

Несмотря на то, что грузовик проигрывал по мощности ЗиЛ-131, его рекомендовали для постановки на вооружение в армию. Проведенные испытания, на которых ГАЗ перевозил личный состав (27 человек одновременно), буксировал различные грузы с массой до 2,5 тонны и даже таскал самолет Ан-24, позволили комиссии положительно оценить его характеристики.

История создания автомобиля ГАЗ-34

Однако Советская армия этот грузовик так и не увидела, потому что московский завод в 1967 году начал серийный выпуск ЗиЛ-131. Который при схожести параметров был не только мощнее 34-ки, но и надежнее. Таким образом, начало жизненного пути ЗиЛ-131 поставило окончательный крест на ГАЗ-34.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.