В конце 1980-х годов в Гане быстро развивался бизнес на мобильных кинотеатрах, ведь в деревнях и сельских районах не было кинотеатров и электричества. Эти импровизированные «видеоклубы», обычно состоящие из дизельного генератора, видеомагнитофона и телевизора или проектора, погруженного на грузовик, путешествовали по стране, демонстрируя голливудские и болливудские блокбастеры, а также западноафриканские фильмы.
Как делали афиши?
Чтобы привлечь зрителей, таким передвижным видео-клубам нужна была реклама. Но у них не было оригинальных постеров фильмов или возможностей напечатать их самим: военные правители страны ограничивали импорт печатных машин.
Поэтому они сделали свои собственные плакаты, заказав местным художникам ручную роспись на использованных мешках с мукой. Они были большими, обычно от 100 до 120 см в ширину и от 140 до 170 см в высоту. С тех пор эти плакаты вызывают настоящее волнение в мире искусства, а ранние оригиналы покупались коллекционерами за огромные деньги.
Что и как рисовали?
Работы славятся своим ярким гиперболизированным стилем: преувеличены характерные черты героев, море крови и горы мышц. «Они были предназначены для продажи билетов в кино, все было направлено на то, чтобы как можно больше людей входило в двери кинотеатров», — рассказал CNN Style Брайан Чанкин, продавец и коллекционер по телефону из Ганы. «Действительно, нужно было сделать каждый постер настолько уникальным, насколько это возможно».
Время от времени художники даже изображали события, которых не было в фильмах.
«Я иногда смотрел фильмы и просто выбирал из них какие-то действия», — сказал CNN Style в электронном письме Хеви Джей, художник, которому принадлежит студия в Теши, недалеко от столицы Ганы Аккра. «Но если фильм был слишком скучным, то я должен был применить собственное воображение, чтобы привлечь на показ больше людей».
К 1990-м годам, в разгар бизнеса киноклубов, несколько десятков художников были наняты для изготовления постеров.
Коллекционеры
Брайан Чанкин начал собирать плакаты около 10 лет назад, когда вокруг них вдруг начал расти глобальный интерес.
Он развесил их на стене видеомагазина в Чикаго. «Люди захотели покупать их прямо со стены, поэтому мы продали немало», — сказал он. «Я начал покупать все больше и больше на все деньги, которые у меня были. За эти годы сотни и сотни плакатов попали мне в руки, и многие из них я оставляю для своей коллекции. Я знаю, что другие люди продавали эти плакаты дороже 50 000 долларов. Просто их осталось невероятно мало и очень трудно найти их в наше время».
Спрос на постеры для видеоклубов в Гане начал угасать в середине 2000-х годов, когда у людей появилась возможность смотреть телевизор дома, да и печать стала более доступной, чем ручные произведения искусства, на создание которых уходило много времени.
С тех пор многие художники бросили этим заниматься, но некоторые сохранили эту традицию и сейчас работают по заказу: либо делают копии оригинальных плакатов, либо рисуют совершенно новые афиши как на старые, так и новые фильмы.
Цены на заказные постеры варьируются от 300 до 600 долл. США, и наиболее востребованными являются постеры боевиков 1980-х. «»Хищник», «Терминатор», любой фильм с Куртом Расселом, любой с (Жан-Клодом) Ван Даммом», — сказал Чанкин.
Такие плакаты теперь легко найти в Интернете. Но, предупредил Чанкин, покупатели должны остерегаться современных копий, маскирующихся под старые оригиналы. «Всегда есть продавцы подделок, они обычно стараются, чтобы постеры выглядели старше, чем на самом деле, — сказал он. Я бы мог понять это за секунду, но другие люди не могут».