Некогда первый красавчик страны грез после нашумевшего фильма Тарантино “Однажды в… Голливуде” снова на экранах – сейчас он выбрал фантастическую драму “К звездам”, которую сам спродюсировал. Для Джеймса Грэя это была не первая совместная с актером работа, но первая картина в жанре научной фантастики. Брэд играет космонавта, который путешествует в дальние уголки Солнечной системы в поисках своего давно потерянного отца.
Романтический типаж?
В космической одиссее “К звездам” нет недостатка в ярких образах: пустынный лунный пейзаж, человек, летящий в просторах космоса, одинокий блеск космического корабля на фоне безконечного поля звезд. И все же из всех красноречивых визуальных образов фильма оператор Хойте Ван Хойтема не освещает ничего с большей осторожностью, чем глаза Брэда Питта. По медленно раскрывающейся истории астронавта Роя Макбрайда актер с каждым изменением взгляда демонстрирует постепенное пробуждение глубоко замкнутого персонажа. Подражая Перси Фосетту, герою Чарли Ханнэма в “Затерянном городе Z” (исполнительным продюсером этого фильма также является Питт), главный герой нового фильма Джеймса Грея – человек со своей миссией. Но он не одержимый верующий, преследующий, казалось бы, невозможную мечту, он неохотный посланник на сверхсекретном задании, который должен найти национального героя, вероятно, сошедшего с ума, являющегося его отцом.
Главные посылы и отсылки
Временами “К звездам” имеет темп научно-фантастического “предка”, культового “Соляриса”, но не напичкан сложным повествованием. История вращается вокруг простых тем любви, почитания, страха и тоски: пропавший космонавт, которого ищет Рой, не просто его отец, а коренной американец, национальный герой, уважаемый человек.
И пусть это остается главным посылом, динамика отношений между сыном и отцом, который все это время считался погибшим, разыгрывается таким образом, что ею легче восхищаться, чем быть вовлеченным, к сожалению, не хватает драматургии. Возможно, автор и не ставил целью проникнуть в тонкости семейных отношений, ведь ключевым мотивом истории остается космическое задание. Возможно, не хватает новизны, потому как жанровые тропы фильма, какими бы поразительными они ни казались, знакомы и ощутимы при просмотре – явные намеки на “Гравитацию” и “Космическую одиссею”.
Когда природа против человека
Межпланетное путешествие, которое совершает герой Питта, не просто вещь, поступок, событие. Это основной источник надежды на то, что, как бы нелогично это ни звучало, другие миры могут предложить средства от частых катаклизмов на Земле. Поиски внеземной жизни продолжались с тех пор, как Макбрайд-старший вывел “Лимский проект” на внешние границы Солнечной системы, но затем исчез вместе со своим кораблем и командой. Рой был подростком, когда его отец пропал без вести, и оставшийся в тени его славы, вырос, обожествляя его.
Он стал уважаемым астронавтом без громкого имени отца, но часто не ощущает себя самостоятельным, по сути, он не более, чем наемный работник. Высокопоставленные лица в правительственном агентстве с немного приторным, идеальным блеском, ценят его за его невозмутимое хладнокровие. Почему бы и нет? Рою не за что извиняться.
Внутренняя борьба
У этих высокопоставленных лиц есть основания полагать, что Макбрайд-старший все еще жив в окрестностях Нептуна. Не только жив, но и опасен. Почему его считают вдохновителем дьявольских деяний, разрушающих атмосферу Земли и способных дестабилизировать всю Солнечную систему? Жестокая интуитивная логика, с помощью которой Рой сначала отправляется для общения с изменником, а затем бесцеремонно отстраняется от выполнения задания – так, его личная связь с отцом является причиной в обоих случаях и является самым изумительным аспектом сценария картины.
Все путешествия главного героя с Земли в космические просторы представляют собой одиночное путешествие, и этот факт подчеркивается в беглом операторском наслоении отражения и тени, а также в выдающемся звуковом оформлении. Столь шикарная передача обыкновенных космических красот восхищает своей простотой – кажется, здесь ставится акцент на показе обыденности, а не цифровом искусстве.
Другие персонажи
По сюжету, главный герой встречается с несколькими людьми, так или иначе имеющими отношение к тому, что он делает, но эти встречи нужны для получения информации о своем отце и его злополучной миссии. Несмотря на краткость и остроту, они дают актерам, задействованным во второстепенных ролях, возможность подчеркнуть настроение Роя свежими эмоциями. Незаменимый Дональд Сазерленд, как бывший коллега Макбрайда-старшего, представляет собой сочетание предупреждения и сожаления, а бескомпромиссная героиня Рут Негга насквозь пропитана горем, связанным с обреченным “Проектом “Лима”. В минимально задуманной роли “эпизодической” жены Роя, слишком символично названной Евой, Лив Тайлер имеет мало шансов произвести впечатление, но тем не менее ей удается это сделать отчасти потому, что автор (и режиссер в одном лице) обладает способностью передавать предысторию с хорошо развернутым рядом воспоминаний. Большая часть этой предыстории, тем не менее, граничит с клише, уже нам встреченными миллионы раз.
Застенчивый фильм
Главный герой отчетливо понимает вверенную миссию, стремится к очевидному и часто ощущает себя дрейфующим в бездонной пустоте. Прекрасно созданный Грэем сценарий ярко насыщен событиями и продуман в своей безобидности, тонко балансируя между абсолютной простотой и жесткими космическими пируэтами. Идущая в дополнение закадровая музыка помогает пропускать мысли Роя через себя, иногда кажущиеся резкими, иногда и вовсе ненужными. “К звездам” – картина о застенчивом человеке, послушном сыне, который все больше осознает, как ему неуютно – в организации, где он работает, в собственной шкуре. В какой-то момент он словно просыпается от жуткого сна с осознанием своего места в жизни, и это станет лишь первым прыжком, которые ему предстоит сделать в неизвестность. Его долгое восхождение по мере приближения финала картины – аккуратно написанный материал, приправленный мифами и средством донесения до зрителя истории, которым пользуется режиссер.
Единство Вселенной
Фильм “К звездам” рассматривает человеческие проблемы и место человечества в рамках Вселенной. Либо мы не одиноки, а человечество просто пылинка среди не поддающегося количественному измерению существования, либо мы есть все, что у нас есть в отведенном нам месте. Любое из этих представлений несколько пугает, особенно потому, что наша планета находится на несколько см “ближе” к “прославленному вымиранию”, и фильм как раз пытается донести, что необходимы если не корректирующие действия для изменения ситуации, то хотя бы расстановка приоритетов, что для земных людей важнее в первую очередь. Несмотря на возможную изоляцию и личные издержки, с этим связанные, у человечества всегда была потребность исследовать, открывать, достигать. Галактика в этом плане вполне удобна.
Удача или провал
“К звездам” – самая коммерческая работа Джеймса Грея и одновременно самая медлительная. Проигрывая на экране “скудные” 123 минуты, фильм продвигается к своему почти неизбежному пункту назначения. В то же время Грэй преследует самые простые цели, напоминая зрителям еще раз о прощении самого себя. Где еще можно побыть в одиночестве, когда это очень необходимо? В космосе. В безмолвной тишине, среди звезд. Только здесь можно ощутить, что одиночество не так уж прекрасно, это судьба и не всегда свобода. Но порой попасть к этим звездам не так просто – к ним нужно пробираться.