В последние годы многие жители России уезжают в другие страны в поисках лучшей жизни. Но, даже устроившись на новом месте, они мысленно испытывают чувство ностальгии по родной стране. Похожее испытал и писатель Александр Куприн. Что побудило его уехать из России и что он чувствовал в эмиграции?
Причины миграции
Александр Куприн любил свою страну и не хотел покидать ее даже в самые мрачные революционные времена: писатель поддержал Февральскую революцию, но смириться с Октябрьской революцией, во время которой к власти пришли большевики, он не смог.
Он прилагал усилия, чтобы сотрудничать с новой властью, например хотел заняться выпуском специального печатного издания для крестьян и даже обсуждал эту идею с Лениным. Но, постепенно разочаровавшись в советской власти, писатель принял решение бежать с семьей за границу, и с этого началась его эмоциональная трагедия.
Жизнь во Франции
Чтобы пережить ностальгию было легче, он решил поселиться там, где много таких же, как он, эмигрантов. Поэтому летом 1920 года писатель переехал во Францию. С этого момента он начал сильно тосковать по Родине. В одном из своих писем он выразил свои чувства: «Никогда еще, бывая за границей, я не чувствовал такого голода по Родине».
Надежды на возвращение писатель не питал: кроме того что он принадлежал к дворянской крови, неодобрение со стороны власти он заслужил открытой ее критикой. Его тоска по России выражаюсь в его произведениях, все больше в них сквозила грусть, тоска и обреченность. Он писал: «Я готов пойти в Москву пешком».
Возвращение на Родину
Вернуться Куприн собирался только в том случае, если будет серьезно болен: писатель хотел умереть только дома и быть похороненным на российской земле. В 1936 году, когда здоровье писателя ухудшилось, он поделился своими мыслями о смерти с художником Иваном Билибиным. Тот, в свою очередь, передал слова Куприна советскому послу, который написал об этом народному комиссару Ежову: «Просится обратно». Ежов понимал, что возвращение Куприна на Родину может поднять имидж Советского Союза. А взамен на приглашение в Россию от писателя решили потребовать слова публичного раскаяния. Куприн, который жаждал возвращения домой, был вынужден согласиться на сделку.
Спустя 17 лет жизни во Франции, в 1937 году, писатель вернулся в Советский Союз. Он выехал из Парижа 29 мая, а уже 31-го его приветствовали в России. Многие российские товарищи по эмиграции были недовольны решением писателя. Дмитрий Мережковский говорил, что многие, узнав об выезде Куприна, испытали чувство глубокой досады.
В Советском Союзе, действуя согласно соглашению, Куприн был вынужден активно пропагандировать советскую власть. Сразу после приезда он начал говорить «правильные» слова, которые ему писали корреспонденты. В ноябре 1937 года он присутствовал на параде Красной Армии в качестве приглашенного гостя и выражал «восторг»: «Это был подлинный парад народа, уверенного в своей правоте, народа, который знает, за что борется и ради чего живет».
Умер писатель на следующий год, 25 августа, в Ленинграде, исполнив тем самым свою заветную мечту.
Русская меланхолия
По словам психологов, то, как чувствует себя человек в эмиграции, зависит от его темперамента: холерик будет страдать только из-за нехватки материальных средств, сангвиник — из-за отсутствия новых знакомств, а флегматик — из-за интеллектуальных ограничений. Но только если человек является меланхоликом, в эмиграции он будет чувствовать ностальгию и тоску по Родине.
Известен этот феномен стал из-за мемуаров российских иммигрантов, к ним как раз относится и Куприн. Считается даже, что такая меланхолия и ностальгия свойственна только русским: их чувства тоски по Родине сравнивают с чувством от неразделенной любви. Чувство ностальгии для россиян становится своего рода последствием разрыва связи с Родиной, одной из важных составляющих личности русского человека.
Особенности миграции
Отличительной чертой первой волны послереволюционной эмиграции стала неспособность российских эмигрантов привыкнуть к новым обстоятельствам, культуре и менталитету. Например, эмигранты первой волны, которые переехали во Францию, не стремились наладить общение с местными жителями и познакомиться с их культурой. Эта обособленность могла длиться на протяжении многих лет. Известен случай, когда генерал Горенко выразил желание быть похороненным только в России, и гроб с его телом пришлось держать в подвале церкви. Из-за неприятия культуры чужой страны возникла тенденция прививать своим детям культуру и менталитет своей родной страны. Таким образом выражалось стремление вернуться на Родину, в Россию.
Также было замечено, что советские эмигранты не были довольны уровнем принимающей страны и продолжали гордиться достижениями СССР. Например, это выражается в таких высказываниях: «У нас более высокий уровень образования», «Мы более сильные люди», «Именно у нас впервые запустили человека в космос».
Интересно, что почти в каждой стране, куда переезжают жители России, в какой бы период ни произошел их переезд, они стремятся создать узкие кружки для общения с такими же эмигрантами. Например, в Америке почти в каждом городе есть «русский клуб», в котором состоят и общаются между собой бывшие советские эмигранты.
Удивительно, насколько люди привязаны к местности, в которой родились и выросли. Даже вдали от своей страны они продолжают скучать по родным местам, которые часто видят во сне.