Андрей Андреевич Вознесенский, годы жизни которого 1933-2010, известен в качестве советского и российского поэта, публициста, художника и архитектора, лауреата литературных премий. Это один из самых известных поэтов прошлого века, которого относят к так называемым шестидесятникам. А еще он писал замечательные стихи, которые стали песнями. Одну из них под названием «Не исчезай» на музыку Таривердиева, которую исполнил Иосиф Кобзон, можно услышать здесь.
Андрей Андреевич появился на свет 12 мая. В этот день исполняется 88 лет со дня его рождения. Вспомним некоторые из интересных фактов его биографии.
Влияние Бориса Пастернака
Вознесенский родился в Москве, отец его был гидроинженером. Стихи он начал писать еще в детстве. Большое влияние на судьбу поэта оказала его дружба с Борисом Пастернаком, который, как и впоследствии Вознесенский, жил в Переделкино, подмосковном поселке, облюбованном писателями. А началась она с того, что Андрей послал Пастернаку свои стихотворения еще в возрасте четырнадцати лет, и тот их одобрил.
Интересным является тот факт, что в архитектурный институт юноша поступил именно по настоянию Бориса Леонидовича. Из каких же соображений последний предложил человеку, имеющему сугубо гуманитарный склад ума, столь сложный компромисс? Оказывается, писатель опасался, что преподаватели литературного учебного заведения, вероятнее всего, загубят поэтический дар молодого коллеги.
Всего одна архитектурная работа
Последовав совету старшего товарища, Андрей Вознесенский в 1957 году получил диплом архитектора. В связи с этим он написал следующие строки:
Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
коровники в амурах,
сортиры в рококо!
В дальнейшем Вознесенский по специальности не работал. Но все же ему удалось оставить свой архитектурный след в виде части памятника «Дружба навеки». Его установили в 1983 году в Москве, на Тишинской площади, в честь двухсотлетия присоединения России к Грузии. Соавтором Андрея Андреевича был Ю. Н. Коновалов. А скульптурную часть выполнил З. Церетели. Известно, что на склоне лет поэт мечтал о создании храма в современном стиле, но его планам не суждено было сбыться.
Гнев Никиты Хрущева
Развитие творческой биографии поэта было стремительным. Он начал издаваться в 1958 году, и публику удивила необычность его стихов, их эффектность и насыщенность яркими метафорами. Их смысл непрост, так как в каждой строчке имеется подтекст. Первый сборник, вышедший в 1960 году, носит название «Мозаика». В нем слышится критика власти, политического строя.
Как следствие Вознесенский впадает в немилость, его произведения объявляют «неформатом», ставя его творчество рядом со стихами поэтов, которые в то время подвергались осуждению. Речь, в частности, идет о Белле Ахмадулиной, Евгении Евтушенко. Редактор, с разрешения которого стихи молодого бунтаря увидели свет, поплатился за столь опрометчивый шаг своей должностью. Весь тираж хотели уничтожить, но сберечь его все же удалось, хотя и с большим трудом.
В стихотворении «Сон», написанном в 1982 году, Андрей Андреевич назвал создавшуюся вокруг него обстановку абсурдной:
И я не мог найти Тебя
среди абсурдного пространства,
и я не мог найти себя,
не находил, как ни старался.
В 1963 году, в марте, Никита Хрущев, стоявший в то время во главе Советского государства, встречался в Кремле с представителями интеллигенции. И здесь он, подвергнув творчество поэта резкой критике, стал угрожать ему высылкой из страны. Вот отрывок из экспрессивного высказывания Никиты Сергеевича в адрес Андрея Вознесенского, которое большая часть зала поддержала аплодисментами:
Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!
Тем не менее, несмотря на негативное отношение власти, стихи Вознесенского читательская аудитория принимала с восторгом. Хотя его книги выходили огромными тиражами, они быстро становились библиографической редкостью.
Знаменитый поэт-песенник
Выходившие из-под пера Вознесенского строки, будучи переложенными на музыку известными композиторами (Оскаром Фельцманом, Микаэлом Таривердиевым, Раймондом Паулсом, Евгением Мартыновым, Стасом Наминым), часто становились хитами. Особенно популярной в советскую эпоху была песня «Миллион алых роз», музыку к которой написал Раймонд Паулс. Песни Андрея Вознесенского о любви проникнуты глубоким смыслом и остаются востребованными по сей день.