Грузия славится своим искусством, неиссякаемой энергией и неповторимым колоритом. На протяжении многих веков в стране сформировался удивительный симбиоз восточных, европейских и грузинских традиций. Местные мастера создавали и по сей день создают неповторимые вещи и украшения. Особенно славится грузинская эмаль. Именно ней пойдет речь в нашей статье.
Национальные украшения
Во все времена прекрасная половина человечества любила носить украшения. Сейчас принято говорить, что лучшими друзьями девушек являются бриллианты. Но только не в Грузии. Издавна местные женщины ценят авторскую грузинскую минанкари. Такие украшения являются очень самобытными и красивыми. Их можно надеть на светский раут, на день рождения, дружескую вечеринку или носить каждый день. А лучшего подарка для девушки просто не придумать. За многие столетия эмальерное искусство достигло определенных высот. И по сей день в Грузии работает огромное количество салонов-мастерских, в которых можно не только приобрести цветное изделие, но и увидеть целый мастер-класс по его изготовлению.
Перегородчатая эмаль
В девятнадцатом веке наблюдался особый подъем культуры Грузии. Именно в этот период воссоздавались неповторимые старинные техники и развивались новые. Прогресс не обошел стороной и знаменитую на весь мир технику грузинской эмали, именуемую перегородчатой. Украшения, выполненные в данном стиле, поражают своей яркой красотой и утонченностью.
Сложно себе представить, но метод изготовления остается неизменным на протяжении двенадцати столетий. Такие ювелирные изделия по праву можно назвать произведением искусства Грузии. По стоимости украшения не уступают изделиям с драгоценными камнями.
Прегородчатая эмаль – это сложная и затратная эмальерная техника, которая и по сей день не поддается механизации. Наверное, в этом и заключается ее ценность и уникальность. Если бы технику удалось механизировать, то украшения перестали быть самобытными и неповторимыми. Минанакари является неотъемлемой частью культуры Грузии.
Немного истории
Эмальерные технологии использовались достаточно давно, еще в Древней Греции и Риме, где специальными веществами покрывали украшения из золота. Родиной эмальерного искусства историки считают Кипр (десятый век до н. э.). В те далекие времена уже начали использовать примитивные техники для создания украшений. Постепенно искусство приобретало все большую популярность.
Методика и техники покрытием эмали металлов постепенно развивались. У древних кельтов, например, появилась выемчатая эмаль, именно ее позднее и назовут перегородчатой.
Эмалью называют тонкое стекловидное покрытие, которое получают путем плавления стеклянных порошков с добавлением различных металлов, которые придают разные оттенки на готовом изделии.
Расцвет искусства
Расцвет ювелирного искусства перегородчатой эмали пришелся на Средневековье. Главным центром развития техники стала Византия. А Грузия являлась ближайшим соседом и всегда испытывала значительное влияние на себя византийской культуры, поэтому местные мастера быстро переняли удивительное мастерство. Уже в те времена грузинская эмаль имела свои особенности. Для изделий местных мастеров был характерен особый почерк, который сохранен и по сей день.
В дальнейшем на какое-то время технологии были забыты. И лишь в девятнадцатом веке произошло бурное возрождение эмальерного перегородчатого искусства. В грузинском музее искусств представлена большая коллекция икон, крестов и украшений, выполненных при помощи этой техники средневековыми мастерами.
Музейные экспонаты
Примеры изделий из серебра с эмалью были расбросаны по церквям и монастырям Грузии. К сожалению, не все они уцелели до наших дней, поскольку многие храмы неоднократно грабили и поджигали. Многие работы бесследно исчезли или были уничтожены. Но те украшения и иконы, которые уцелели, хранятся не только в музеях страны, но и в Эрмитаже, частных коллекциях и даже Метрополитен-музее.
Большая часть памятников искусства перегородчатой эмали датирована 8-12-м веками. Столь почтенный возраст изделий ничуть не отразился на их красоте и очаровании. Среди предметов имеются и более поздние работы — периода 15-17-го веков.
Первые изделия
Стоит отметить, что в прежние времена ювелирное искусство развивалось лишь в рамках религиозного направления: роспись икон, храмов, крестиков и религиозной атрибутики. И только в шестнадцатом веке искусство вышло за рамки церкви и приняло светский характер. Поскольку изначально искусство не отходило от религии, художники не использовали сложные абстракции. Старинные мастера не утруждали себя наложением полутонов. Свои рисунки они делали более яркими, чтобы в полутемных храмах иконы можно было разглядеть.
Но шло время, и с производством светских украшений изменились требования к технологиям.
Техника эмальерных изделий
Для производства современных ювелирных изделий до сих пор используется техника, которая не менялась в течение двенадцати веков. Кроме того, неизменной остается рецептура клея, с помощью которого скрепляются с металлической основой перегородки. Готовят раствор по старинному рецепту — на основе кожуры айвы.
Саму эмаль в настоящее время закупают за границей, поскольку существуют предприятия, которые специализируются на производстве эмальерных красок более двухсот лет. Сложно представить, но такие краски имеют невероятно широкую палитру. В общей сложности насчитывается более 200 оттенков. Стоит отметить, что эмальерные краски очень сложны в использовании, поскольку для каждого цвета необходима своя температура.
В качестве основы, на которую крепят перегородки, используют изделия из ювелирных металлов. Очень часто изготовляют серебро с эмалью. Однако современные технологии позволяют использовать в качестве основы многочисленные сплавы.
Для грузинской эмали характерны традиционные, очень яркие орнаменты. Чаще всего мастера используют болотный и винный оттенки.
Этапы создания украшений
В настоящее время в Грузии мастера все также изготовляют ювелирные украшения с помощью стариной технологии, но на более современных сплавах. Не всегда используют драгоценные металлы для изготовления украшений по технологии минанкари. Браслеты, кольца, серьги могут быть выполнены из качественных сплавов, на которые в дальнейшем наносится эмаль.
Процесс создания украшения состоит из нескольких этапов. В качестве основы берут металлическое изделие из серебра, меди или мельхиора, далее на него наносят контур будущего рисунка, после чего крепятся тоненькие металлические перегородки, которые образуют ячейки. Каждую такую небольшую ячейку художники наполняют эмалью разных оттенков. После подготовленное изделие обжигают в специальной печи, шлифуют и полируют. На первый взгляд может показаться, что процесс невероятно прост. На самом же деле это не так. Процесс нанесения перегородок на металл весьма кропотливый и сложный, особенно если узор непростой. На создание одного кольца из серебра, например, может уйти пара дней, а на работу над другим изделием — несколько месяцев. Все зависит от сложности рисунка. Некоторые мастера своего дела сравнивают свою работу с кропотливыми и осторожными движениями нейрохирургов.
Мнение современных специалистов
По мнению специалистов, занимающихся изучением технологии перегородчатой эмали, современные методики значительно отличаются от древних. Их вообще сложно сравнивать. Сейчас для изготовления ювелирных изделий по данной технологии чаще всего используют серебро. Кольца, серьги и браслеты – это все то, что всегда пользуется спросом. Стоимость таких изделий достаточно высока из-за сложности работ. А вот, например, предки старались работать только с золотыми изделиями, причем использовался металл высокой пробы. Серебро и золото имеют совершенно разные коэффициенты плавления. А это означает, что металлы по-разному контактируют с эмалью. Серебро менее совместимо с эмалью, чем золото.
Последнее идеально подходит для нанесения перегородчатой эмали. А вот с серебряными изделиями все гораздо сложнее. Для работы с ними современные мастера придумали новую технологию контр-эмали. Выглядит производство немного иначе. Серебряное изделие посыпают эмалью, после чего обжигают. Делается это для прочности. После сверху наносят второй слой эмали.
Отличается и сама технология постановки ячеек. Старинные мастера крепили их к основанию при помощи пайки. Сейчас же перегородки крепят на основе все той же эмали. Далее изделие обжигают в печи, а расплавленная масса прочно удерживает ячейки.
В настоящее время в Грузии очень много мастерских по производству изделий из перегородчатой эмали. Они делают самые разные украшения: браслеты на руку для женщин, кольца, серьги, подвески и многое другое. Многие выпускники художественных академий останавливаются в работе именно на перегородчатой эмали.
Современные эмали
Сейчас в Грузии продается очень много ювелирных изделий, которые пользуются популярностью среди туристов. Купить браслет на руку для женщины или кольцо — не проблема. Такой практичный сувенир-подарок оценит любая девушка, особенно если он выполнен в технике перегородчатой эмали. Однако стоит понимать, что современные мастера ушли далеко от своих предков. Изменились не только материалы и технологии, но и сама эмаль.
Если древние мастера покрывали изделия слоем краски от одного до трех миллиметров, то сейчас толщина эмали достигает всего 0,5 мм. Европейские эмали, используемые в работе, рассчитаны на тонкое нанесение. В старину для приготовления цветного покрытия использовались исключительно природные минералы и материалы. Но современные технологии диктуют совсем иные условия.
Вместо послесловия
Современные ювелирные изделия не всегда отличаются разнообразием и уникальностью. Они, как и прочие аксессуары, подвержены модным тенденциям. И все же каждая женщина мечтает иметь в своем распоряжении особенные украшения, пусть и не очень драгоценные. Если вам доведется побывать в Грузии, непременно обратите внимание на эмальерные украшения. Приобретя такое изделие, вы станете обладательницей самобытного и оригинального предмета, который неподвластен изменениям модных тенденций. Яркие украшения станут лучшим дополнением к вашему образу.