ГАЗ-3937 «Водник»: технические характеристики и фото. ГАЗ-39371 «Водник»

Грузовые автомобили

Все автомобилестроительные заводы России наряду с гражданским транспортом выпускают технику по заказу Министерства обороны. Горьковский автозавод не стал исключением. Его конструкторами был разработан ГАЗ-3937 «Водник», который по многим параметрам превосходит знаменитый вездеход Hummer армии США и, в отличие от него, является плавающим.

История создания

Первый «Водник» был показан широкой публике в 1994 году на выставке «Средства спасения-94» как многоцелевой автомобиль повышенной проходимости (гражданский вариант) под номером ГАЗ-3907.

Министерством обороны в конце восьмидесятых годов прошлого столетия были выданы тактико-технические требования на проект «Водник», который должен был заменить колесную бронированную разведовательно-диверсионную машину.

Но проект был заморожен, когда уже прошли ходовые испытания два первых опытных образца. Только в 1998 году утвердили техническую документацию на этот автомобиль, а принят на вооружение он был в 2007 году.ГАЗ-3937 "Водник": технические характеристики и фото. ГАЗ-39371 "Водник"

Несколько машин участвовали в боевых действиях в Чеченской республике. Всего к концу 2007 года было выпущено двести пятьдесят боевых машин, пятьдесят Министерством обороны РФ заложены на консервацию длительного хранения.

Конструкция автомобиля

«Водник» — модульный автомобиль. Базируется он в основном на агрегатах и узлах автомобилей серийной сборки, поэтому технологическая подготовка к его серийному выпуску не требует больших затрат ни средств, ни времени.

Основой конструкции является модульная схема сборки. Она позволяет быстро менять различные модули, в том числе в полевых условиях.

Два съемных модуля сварного несущего корпуса имеют разные функции. Передний тоже включает в себя две части, разделенные герметичной перегородкой: отделение управления для экипажа и силовое отделение с двигателем. Для ГАЗ-3937 он двухместный. Причем место командира расположено за водителем, для посадки и высадки предназначены люки в крыше. ГАЗ-39371 «Водник» предусматривает и место для радиста с люком для посадки и высадки, которое расположено за водителем. Командир в этом модуле сидит рядом с водителем, для них в модуле выполнены двери.ГАЗ-3937 "Водник": технические характеристики и фото. ГАЗ-39371 "Водник"

Задний модуль – это отделение для перевозки людей, различных грузов или установки специального оборудования.

Технические характеристики

На машинах семейства «Водник» используются узлы и агрегаты, прошедшие проверку в реальных условиях на бронетехнике предыдущих разработок. Ходовая часть при высокой надежности обеспечивает сочетание повышенной проходимости по пересеченной местности и плавности хода. Водоизмещающий корпус позволяет преодолевать водные преграды вброд и по воде, используя колеса в качестве движителя, правда, с малой скоростью, до 5 км/час. Сочетание характеристик маневренного скоростного автомобиля и вездехода позволяет в боевых условиях перебрасывать воинские подразделения на большие расстояния и без подготовки вступать в бой.

Мощный дизельный двигатель, или пятицилиндровый атмосферный марки Toyota, или четырехцилиндровый турбированный от Daimler Chrysler, в зависимости от модификации, позволяет на шоссе развивать скорость от 112 до 130 км/ч и преодолевать подъемы с углом до 35 градусов.

Пневмошины, давление в которых регулируется из кабины водителя, торсионная независимая подвеска, дорожный просвет величиной 500 мм и большой диаметр колес позволяют автомобилю ГАЗ-3937 развивать большие скорости и в условиях полного бездорожья.

Для защиты личного состава производится бронирование в нескольких вариантах, в том числе и с дополнительной броней.

ГАЗ-3937 "Водник": технические характеристики и фото. ГАЗ-39371 "Водник"

Сменные модули

Задача, для выполнения которой создавался ГАЗ-3937 «Водник», — это перевозка в первую очередь экипажа в районах с плохой проходимостью. Поэтому в базовой комплектации задний модуль предназначен для перевозки восьми человек. Сиденья, благодаря специальной конструкции, можно устанавливать спина к спине или лицом к лицу. Шесть дверей, по две сзади и по бокам, которые поднимаются кверху и в открытом положении удерживаются газовыми амортизаторами, позволяют выполнить погрузку и выгрузку личного состава за короткое время.

Всего ГАЗ-3937 может комплектоваться двадцатью шестью боевыми и хозяйственными сменными модулями. То есть на одном шасси может быть укомплектован специальный армейский автомобиль, боевые машины с различными видами вооружения, автомобили обслуживания: с жилыми блоками или со станциями топливно-энергетического комплекса или грузовыми платформами.

Недостатки конструкции

Несмотря на некоторые удачные технические решения и высокие характеристики, «Водник» распространения в войсках не получил.

Во-первых, герметичная перегородка между отсеками мешает при необходимости пересаживаться с места на место. В бою командир не может заменить выбывшего стрелка, не покидая машину.

Кроме того, отработанные газы уходят под днище автомобиля для повышения скрытности движения. Но и без того громкий звук выхлопа, так как выхлопной трубы нет, значительно усиливается, отражаясь от дорожного покрытия и попадая на плоское днище. В отсеках шум стоит такой, что рацией, установленной на борту, пользоваться невозможно.

ГАЗ-3937 "Водник": технические характеристики и фото. ГАЗ-39371 "Водник"

Модульность ГАЗ-3937 не позволила сделать конструкцию полностью плавучей для преодоления водных преград.ГАЗ-3937 "Водник": технические характеристики и фото. ГАЗ-39371 "Водник"

И самое главное, плоские грани днища и бортов сильно понижают живучесть машины ГАЗ-39371 «Водник» (фото сверху). Днище полностью принимает на себя ударную волну от мин и фугасов, а борта полностью исключают рикошет при попадании с фланга.

Гражданский вариант

В сложных экономических условиях начала века нынешнего Арзамасский машиностроительный завод совместно с АОЗТ «Полакс» (Одесса) начал выпуск по индивидуальным заказам гражданских вариантов ГАЗ-39371 «Водник». Гражданский вездеход оснащен четырехцилиндровым дизелем «Катерпиллер-3114» и мощностью 148 л. с., хотя по заказу можно устанавливать и более мощный двигатель до 275 л. с.

В дизайнерской фирме «Куширца» была разработана отделка заднего модуля в нескольких вариантах. Улучшена шумоизоляция салона, в нем установлены системы отопления, вентиляции и кондиционирования, переговорное устройство и аудиосистема.

Весит ГАЗ-39371 «Водник» немногим больше шести тонн, его максимальная скорость на хорошей дороге – 100 км/час, на одной заправке он может преодолеть тысячу километров.

По заказу покупателя коробка передач может быть как механической, так и автоматической, с тремя вариантами переключения передач, включая «Типтроник». Также можно установить водооткачивающее устройство, электрическую лебедку с усилием более пяти тонн и два механических водомета, позволяющих на воде развивать скорость до 12 км/час.ГАЗ-3937 "Водник": технические характеристики и фото. ГАЗ-39371 "Водник"

Такой автомобиль находит своего покупателя. Ведь для него не имеют значения недостатки ГАЗ-39371 как боевой машины, важнее всего для частных лиц – повышенная проходимость.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.