Существует миф о Тесее и Минотавре. Минотавр — мифическое страшное существо с туловищем человека и головой быка. Он был рожден Пасифаей, женой царя Миноса, от быка, которого повелитель морей Посейдон послал на остров Крит.
Жестокость Минотавра
Пасифая кормила Минотавра, как теленка, но он становился все более жестоким и даже начал поедать людей. Минос пытался содержать своего пасынка в клетке; но после того, как Минотавр вырвался, Минос попросил Дедала построить лабиринт туннелей под его дворцом. Лабиринт хорошо служил Миносу, позволяя ему запугивать и уничтожать своих врагов, а также прятать там Минотавра, который с тех пор не ел ничего, кроме человеческой плоти.
Минос был великим царем. Под его правлением Крит процветал и превратился в морскую державу. Когда его старший сын Андрогей достиг совершеннолетия, он отправился в Афины, чтобы принять участие в Панафинейских играх. Андрогей был убит, и Минос возложил ответственность за его смерть на Афины. В качестве компенсации он потребовал, чтобы царь Эгей каждые девять лет посылал ему дань в виде семи самых благородных юношей и семи самых добродетельных девушек Афин. Этих несчастных, которых определяли по жребию, отправляли на Крит на корабле с черными парусами и бросали в лабиринт.
Спуск в лабиринт
Когда пришло время для третьей дани Криту, Тесей, сын и наследник афинского царя Эгея, вызвался занять место одного из четырнадцати несчастных и сразиться с Минотавром. Когда он шествовал по улицам критской столицы, дочь Миноса Ариадна увидела его и сразу же влюбилась. Он и другие афиняне были заперты в темнице, чтобы дождаться утра, когда их скормят Минотавру.
В тот вечер Ариадна умоляла Дедала рассказать ей тайну лабиринта. Под покровом темноты она пробежала мимо стражников к Тесею и дала ему меч и связку алых нитей. Она проинструктировала его завязать нить у входа в лабиринт и использовать ключ: «Всегда прямо, всегда вниз, и никогда не влево и не вправо». Перед отъездом она заставила его пообещать, что, если он выйдет живым, он возьмет ее с собой и женится на ней.
Когда Тесей спустился в темный лабиринт, он почувствовал гнилостный запах человеческих останков. Он слышал топот Минотавра, но не мог определить его местонахождение, пока не услышал его дыхание. Возможно, он никогда бы его и не увидел, если бы не кроваво-желтые глаза чудовища. Минотавр попытался забодать его, но Тесей перепрыгнул через его рога, перекатился, выхватил меч и вонзил его туда, где, как ему казалось, было его сердце. Затем он подобрал то, что осталось от нити, чтобы найти выход из лабиринта и попасть в объятия Ариадны.
Лабиринты Древнего мира
В начале двадцатого века археолог сэр Артур Эванс, работавший на Крите, обнаружил существование цивилизации, народ которой он назвал минойцами в честь мифического царя Миноса. Минойский Крит процветал примерно с 3000 по 1500 год до нашей эры и располагался вокруг ряда дворцовых комплексов, самый большой из которых находился в Кноссе на севере острова. Он содержал около 1300 комнат, соединенных различными коридорами и лестницами, что привело Эванса к предположению, что мифический лабиринт был не чем иным, как самим дворцом.
Хотя он был явно разветвленным, многокурсовым лабиринтом, он долгое время был представлен, например, на критских монетах, как однопутный, однокурсовый лабиринт, в котором невозможно заблудиться.
Психология лабиринтов
Лабиринт, подобно змее, потопу и троице, является чем-то вроде архетипа Юнга, найденного в доисторических наскальных рисунках, например, в Понтеведре в Галисии (Испания), Валь-Камонике в Ломбардии (Италия) и Скалистой долине в Корнуолле (Англия).
В средневековой Европе соборы иногда содержали лабиринт, прорисованный в нефе из контрастных булыжников. Те, что сохранились, такие как поразительный собор в Шартре, все еще можно пройти сегодня. Лабиринты соборов были не просто декоративными, но представляли собой духовный путь к Богу и служили заменой паломничеству. Таким образом, лабиринты соборов были однокурсными, как и первые лабиринты живой изгороди, которые развились из садов узлов эпохи Возрождения.
Терапевтический эффект
Лабиринты на самом деле являются духовными инструментами. Многокурсовые, такие как Критский, возможно, были построены для отпугивания злых духов, включая Минотавра. С другой стороны, однокурсовые лабиринты, возможно, предназначались для проведения ритуалов или танцев. Круговой лабиринт символизирует космос, полноту и единство и, как следствие, духовный путь или путешествие жизни. Это больше, чем простой сад, это удаленное, уединенное пространство, которое служит для успокоения и концентрации ума—вот почему лабиринты все чаще встречаются в терапевтических учреждениях, таких как больницы и хосписы. Они служат не только предметом красоты, но и, прежде всего, помогают медитации и развитию осознанности.
Пройти лабиринт — значит снова войти в утробу и отправиться внутрь, а вернуться обратно — это своего рода перерождение. Таким образом, алая нить Ариадны — это пуповина, которая связывает Тесея с миром, пока он совершает путешествие в подземный мир и убивает чудовище. Чтобы выбраться из лабиринта, Тесей просто следовал воспользовался ключом или подсказкой.