В начале этого года студия Warner Bros. объявила о выходе нового фильма Кристофера Нолана. Производство картины с рабочим названием “Довод” продолжается с осени прошлого года, и поклонники культового постановщика гадают, каким окажется его следующий проект, принимая к сведению жанры его предыдущих работ, а также любовь ко всему масштабному и технически сложному. Известно, что картина располагает большим бюджетом, а в съемках заняты самые известные голливудские звезды. Впрочем, по-другому Кристофер не работает. Что известно о “Доводе” на данный момент?
После “Дюнкерка”
Студия уже сообщила, что премьера фильма состоится во многих странах и исключительно в формате IMAX. Интересный факт заключается в том, что публике проект был анонсирован как “фильм-событие” без каких-либо деталей. Да, как любая творческая личность, Кристофер Нолан достаточно скрытен, и когда дело касается его новых работ, всячески охраняет такую информацию и не позволяет съемочной группе разглашать подробности. Почитателям его таланта остается лишь гадать, на что это может быть похоже.
Критики всегда любили работы Нолана, причисляя его к “необычным” кинематографистам, обладающим собственным стилем и видением, каких в мировой киноиндустрии не так уж и много. В своих рецензиях они говорили, что режиссер буквально сражает наповал. Видимо, имеется в виду последняя работа под названием “Дюнкерк”, с которой Нолан доказал, что критики неправы в суждении, будто он ставит только комиксы или научную фантастику. Нет, он способен создавать серьезные драмы так же, как многие другие именитые постановщики современности. Такой вклад, несомненно, ценится в киноиндустрии и поощряется главными наградами и номинациями, которых у режиссера накопилось достаточно.
Чего следует ожидать?
В преддверии “Довода” у зрителей возникает разумный вопрос: каким окажется новый фильм? Нужно ли будет сравнивать его с предыдущими работами режиссера?
Сложно поспорить с тем, что Нолан, который в киноиндустрии более двадцати лет, оказал влияние на эту сферу благодаря созданному собственному кинематографическому языку и стилю. Каждый его проект имеет философский подтекст и интересен с точки зрения структурированного преподнесения материала. Он отлично владеет психологическими приемами и разбирается в человеческой природе не хуже любого психолога. Он – специалист в своей области. Его огромная страсть к тому, что он делает, оставляет его одним из самых ярких постановщиков среди современных кинематографистов.
Не секрет, что основная масса всего выпускаемого кинопродукта – не авторское кино, а коммерческое. Большинство фильмов создаются для широкой зрительской аудитории. К сожалению, в значительной степени это верно. Но индивидуальный подход к своим проектам и полная самоотдача привели к тому, что Нолану не приходится идти всякий раз на компромисс, когда дело касается коммерческих аспектов. Несомненно, бюджет его картин достаточно большой, но он старается не привязываться к деньгам. С учетом этого давайте пофантазируем на тему того, каким может оказаться его будущий фильм.
Это боевик или научная фантастика?
На протяжении многих лет работы Нолана оказывались удивительно успешными. В чем тут кроется секрет? Большой бюджет. Сильный звездный состав. Истории, намного превышающие аспекты обычной, обыденной жизни. Примерно такая у режиссера формула успеха, которой он следует долгие годы. Так что же нас ждет в следующем его фильме?
Стоит вспомнить его отказ от работы над очередным Джеймсом Бондом, что можно расценить как отсутствие заинтересованности в создании боевика, который, скорее всего, не должен стать его следующим проектом. Учитывая также его ранние фильмы “Интерстеллар”, “Темный рыцарь” и “Начало”, созданные в научно-фантастическом ключе, можно, пожалуй, исключить подобный жанр.
Это инди-проект?
Во многих своих работах Кристофер Нолан придерживается тем потустороннего мира и активно использует визуальные эффекты. Ну и что в этом такого? Главное, получается честно и зрелищно. Сценарии его картин как будто завладевают мыслительными процессами в головах зрителей. Его истории убедительны и оригинальны, а порой причудливы, что вызывает у публики восторг.
Работая над фильмом, Нолан думает о целевой аудитории, он уважает зрительский интеллект и отнюдь не пытается им каким-то образом манипулировать. Роль зрителя в кино незаменима, ведь исключительно для аудитории, а потом для собственного удовлетворения создаются шедевральные картины.
Часто сюжеты фильмов воспринимаются как сложные загадки и требуют непосредственного участия аудитории, словно создавая ребусы для зрителя, который обязан быть вовлечен в эту игру. Потому маловероятно, что Нолан рискнет отказаться от возможности больших бюджетов и большой актерской команды, которую он всегда получает от студий, будучи в статусе действительно крутого постановщика.
Хотелось бы, чтобы новый проект не был частью массового искусства, но однозначно упоминание об IMAX исключает инди-формат. Кроме того, Нолан не раз говорил, что снимает свой фильм для зрителей и хочет, чтобы они имели все возможности для просмотра на большом экране и в отличном качестве.
Это таинственная драма?
Кристофер использует красивые истории, которые иногда выходят на передний план, оставляя внешний вид блокбастера где-то позади. За последнее время он добился больших успехов в объединении сложных сюжетных, технических концепций с историями, удивительно простыми и человечными по своей сути. Для многих “Престиж” остается одним из его самых недооцененных произведений: где еще рассказывается о человеческих жертвах ради достижения истинной формы искусства? Фильм показал мастерство Нолана как рассказчика. Попытается ли он сделать другую загадочную драму? Возможно, он рассматривал “Дюнкерк” больше как триллер, чем как военный фильм. Так что вряд нас ждет еще один полноценный триллер.
Ужас или комедия?
“Дюнкерк” позволил доказать, насколько разносторонним Нолан может быть, что уже не остается сомнений в том, какие жанровые вершины режиссер способен взять. Но все же вряд ли он тяготеет к комедиям или хоррорам. Даже если обратиться к списку его любимых фильмов, мы не встретим ни одной картины в этих жанрах. Учитывая, что он обожает ставить фильмы по собственным сценариям, уже можно исключить возможность того, что он собирается пугать или смешить зрителей. Вспомните и про анонсированный “фильм-событие” – слово “событие” априори намекает на нечто грандиозное и масштабное, исключая и ужас, и комедию.
Женская драма с историей?
“Событие” может указывать и на направление исторического фильма. Возможно, коммерческий успех “Дюнкерка” и положительные отзывы о нем от критиков вдохновили режиссера на историю. Поскольку фильм создается в IMAX, легко предположить, что “фильм-событие” подразумевает под собой не просто одно событие, а что-то большее, насыщенное действиями.
Кто его зрители?
Вы когда-нибудь задумывались, кто является основной зрительской аудиторией для режиссера? Почти во всех его работах вряд ли найдется место для женщин. Да, он, несомненно, создает для них роли – к примеру, образ Мерф в “Интерстелларе” изначально виделся мужским, но роль была переписана “под девочку”. Притом женские образы остаются лишь второстепенными, а основной акцент все же сделан на мужчинах. Удивительно и странно, но “Дюнкерк” включает только мужские персонажи.
В эпоху, когда картины о сильных женщинах достаточно тепло принимаются в прокате, для постановщика это всегда остается отличным шансом попробовать себя в создании женской драмы, которая откроет новые творческие горизонты. Может, стоит намекнуть об этом супруге Нолана – продюсеру Эмме Томас? Оставаясь его поддержкой и опорой в бизнесе, она знает толк в том, что сегодня популярно у зрителей. А потому могла бы “заказать” мужу фильм с женской историей.
Звездный состав
Как было сказано выше, Нолан работает с лучшими актерами. В “Доводе” их предостаточно – так, главная роль отдана Роберту Паттинсону, а его партнершей станет Элизабет Дебики. Среди звезд на втором плане – Майкл Кейн, Кеннет Брана, Эндрю Ховард, а в одном из эпизодов снялся наш земляк Юрий Колокольников.