За время существования человечества сложились определенные правила поведения, благодаря которым люди, как существа социальные, пытаются наладить межличностные отношения. Какими бы нелепыми не казались кому-то этические нормы, без них мир бы погряз в хаосе. И в большей мере это касается именно норм деловых отношений. Область бизнеса состоит из множества связей и сложных взаимоотношений: работодатель-рабочий, сотрудник-сотрудник, продавец-покупатель… Таких схем общения и разных ролей, которые выполняет человек в социуме, много. А нормы поведения четко регламентируют, где и что можно сказать или сделать, не прослыв человеком недалеким или грубым.
Что такое деловая этика
Развивается мир, возникают новые компании, расширяются рынки торговли. Когда речь заходит о партнерстве, на помощь приходит деловая этика. Культуры разных стран различны, а вот правила поведения в бизнесе стараются делать общими. Скажем, нерушимое кредо любого предпринимателя «клиент всегда прав» — основа успешного ведения дела. Ведь в условиях жесткой конкуренции именно грубость по отношению к потребителям товаров и услуг имеет негативные последствия.
Нормы и правила поведения постепенно меняются. Если раньше мужчина обязан был открыть дверь перед женщиной и пропустить ее вперед, то в последнее время, когда дамы стали полноправными участницами сферы бизнеса, делать это стало необязательным. Но, несмотря на перемены, быть в курсе этических норм обязан каждый уважающий себя бизнесмен. И в первую очередь это правило касается международных отношений. Чем выше уровень переговоров, тем более серьезное внимание уделяется изучению этикета. Если нормы поведения в международном бизнесе можно свести к нескольким общим правилам, то встречи в верхах проводятся с неукоснительным соблюдением церемоний.
Деловые отношения призывают их участников к четкости и краткости, нерушимости слова, грамотности речи, уважению к законам или принципам других, нормативности в языке и одежде. Высокий уровень переговоров требует четких знаний, например, правил приветствия, порядка представления участников друг другу, уместности подарков и сувениров.
Создавая собственную компанию, руководитель продумывает не только схему ее деятельности, но создается целый этический кодекс, благодаря которому новая фирма будет иметь вес. В таком случае деловая этика служебных отношений влияет на работу всего предприятия. Скажем, ведет руководитель так называемую политику невмешательства: думает лишь о собственной должности, не доверяя сотрудникам, не позволяя им вмешиваться в дела предприятия. Результативность труда в таком коллективе будет очень низкой, поскольку нет ощущения общности интересов. Есть другой принцип деловых отношений – команда. В таком случае руководитель будет всячески сочетать интересы дела с потребностями конкретного человека, не будет ни слишком суров, ни излишне снисходителен. В подобной команде любой сотрудник будет максимально четко придерживаться этических норм, выработанных компанией. Пунктуальность, четкое выполнение инструкций, порядок в деловых бумагах, дресс-код — все это будет учтено. Руководителю не придется краснеть за свою фирму ни перед клиентами, ни перед партнерами. Основные понятия этики должны знать все.
Любому человеку, даже не занятому в сфере бизнеса, необходимо знать, какие правила содержит деловая этика. Нужно ли стучать в дверь, заходя в общественное учреждение, как назвать друга на «вы» или «ты», придя к нему на работу, кому, здороваясь, стоит подать руку, а для кого достаточно лишь словесного приветствия. Незнание таких правил иногда делает человека недалеким и смешным, а в определенных случаях даже мешает трудовой деятельности других участников деловых отношений.
Среди составляющих успеха фирмы обязательно присутствуют: моральные качества сотрудников и престиж компании. Не нужно объяснять, насколько взаимосвязаны эти составляющие, когда одно невозможно без другого, а все вместе немыслимо без третьего – неукоснительного соблюдения норм деловой этики.