Когда человек уже посмотрел достаточно фильмов ужасов, у него волей-неволей вырабатываются определенные схемы, и он знает, как тот или иной, а может быть, всякий режиссер воздействует на психику зрителя, чтобы того пострашнее испугать, ведь люди идут в кино за эмоциями, переживаниями. «Вы хотите эмоций? Их есть у меня», – словно говорит режиссер фильмов ужасов. Посмотрим, как именно он это делает, какие помещения в доме он любит использовать чаще всего, чтобы создать необходимый художественный эффект.
Длинные коридоры
Безусловно. А еще знаете так, чтобы было множество дверей, а жертва бежит-бежит, а ни одна дверь не открывается. И где-то там, в конце коридора, ее настигает убийца и расправляется с ней с особым цинизмом.
Как пример любви к длинным коридорам предлагается фильм «Сияние» замечательного Стэнли Кубрика. Больше всего пугает в этом смысле образ, созданный Джеком Николсоном, причем он пугает с самого начала, даже если вы не читали литературного первоисточника Стивена Кинга. Все равно страшно.
Лестница
Конечно, и здесь тоже огромное количество примеров, например «Хэллоуин» или «Крик». И каждый раз персонаж, обычно женский, спрашивает: «Там кто-нибудь есть?» Так и хочется ответить старой шуткой: «Да, я здесь на кухне, тебе бутерброды сделать?» Но в любом случае истории про лестницы и темные пространства не устаревают и все время пугают. Может быть, конечно, матерым любителям нужно что-то еще, но большинству зрителей, которые смотрят ужастики время от времени, хватает классики.
Обои в цветочек
Они есть и в такой почти бессмертной классике, как «Ребенок Розмари». Но ими не брезгуют и не забывают замечательные элементы интерьера и современные режиссеры сериалов. Зрители высоко оценили такие фильмы, как «Призраки дома на холме», «Очень странные дела», «Грешница».
Если у читателя на полке или винчестере закончились фильмы и сериалы, то он может посмотреть эти, если еще не видел.
Чердак или подвал
Естественно, это идеальное место для секретов злодеев и для того, чтобы скрывать ужасное. Здесь вспоминается не фильм жанра, а замечательный детективный сериал «Коломбо», где в одной из серий преступник скрыл следы именно в подвале. Если уж подобное делается в детективах, то представьте, насколько эти места дома популярны у создателей, как сейчас говорят, хорроров.
Секретная, тайная комната
Наверное, это что-то родственное чердаку или подвалу: в эти места тоже мало кто заглядывает. Конечно, если бы мы говорили о волшебной сказке, то в этой комнате таилось что-то доброе и хорошее, но так как тема – ужасы, то ничего хорошего ждать не приходится. Примеры вспомните сами, в них тоже нет недостатка.
Полная изоляция
Странно, что это не первая строчка списка. Ну да, волей сценаристов героев частенько заносит в такие места, куда Макар телят не гонял, а потом на них начинает охоту маньяк. Либо это дом где-то в глуши, в котором еще теплится жизнь, но люди, обитающие там, ничего не знают о гуманизме и человеколюбии.
Почти всегда пригород
Да, здесь можно добавить: либо пригород, либо маленький городок в глухой провинции. Особенно в этом хорош Стивен Кинг, у которого все ужасы разыгрываются вдалеке от крупных городов. Хотя столицы и мегаполисы, возможно, даже больше располагают к насилию, чем провинция. Ладно, оставим этот философский спор. Важно, что многие режиссеры используют пригород, загород или небольшой населенный пункт в провинции как сцену, где разыгрываются ужасы.
Да, важное дополнение: если, например, у Кинга в книгах и экранизациях сразу чувствуется, что с местом что-то не так, то режиссеры других картин выбирают ухоженные дома с приличными людьми. То есть обстановку, которая не располагает ни к чему плохому, а потом начинается самое интересное, конечно, совершенно неожиданно.