Спустя почти 2000 лет после извержения Везувия, который уничтожил Помпеи, римский город снова оказался во власти огненной стихии, на этот раз во имя искусства. Цай Го-Цян, нью-йоркский художник, который известен своим увлечением порохом, совсем недавно устроил взрыв на территории древних останков амфитеатра в Помпеях. Этот перфоманс был подготовлен специально для новой выставки под названием «В вулкане».
Новое слово в искусстве
Цай, родившийся в китайском городе Цюаньчжоу и переехавший впоследствии в США, известен тем, что «рисует» при помощи взрывчатки. Он создает сложные и восхитительные по своей красоте фейерверки. Но этим его творчество не ограничивается. Он также является автором и вполне материальных произведений искусства: художник «рисует» их, поджигая порох на бумаге и холсте.
Одна из таких работ — картина «Свирепый лев», сделанная на бумаги при помощи пороха.
Выставка Цая «В вулкане» состоит из двух частей: во-первых, это собственно само извержение, которое получило свое собственное название «Взрывная студия», а во-вторых, это выставка произведений искусства, которые были созданы после него.
В одном из своих интервью художник объяснил, откуда у него появилась тяга к такому «взрывному» творчеству: когда он был молодым, ограничения, характерные для китайского общества, а также робость и осторожность, свойственные его характеру, заставили его искать средства, с помощью которых он мог противостоять контролю. Порох как раз соответствовал его исканиям, так как отличается присущей ему неопределенностью и неконтролируемостью, что явилось для Цая важным средством избавления от существовавших ограничений.
Создание шедевра
Для своей последней работы художник разместил холст длиной в 33 метра в руинах амфитеатра, а затем окружил его произведениями искусства, выполненными в стиле, характерном для Помпей: фресками, высокими гипсовыми статуями, стеклянной посудой, шелком, керамикой и мрамором.
Он загрузил взрывчатку и многоцветный порох в установку, а затем поджег взрыватель, чтобы погрузить произведения искусства в дым и пепел.
Работа над выставкой
Цай объяснил выбор места для своей выставки следующим образом: «Амфитеатр хранит в себе историю насилия над людьми и животными, что имеет фундаментальную связь с порохом».
Произведения искусства, которые расположились в амфитеатре, на следующий день были выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя вместе с другими картинами, нарисованными порохом — рычащим львом на холсте и остатками красного и синего пороха на мраморе. Эти произведения были созданы раньше в Нью-Йорке.
Что из этого получилось
Первый этап выставки в Помпеях прошел не совсем так, как планировалось. Во-первых, Цай и его команда были допущены в амфитеатр слишком поздно, что ограничило время, которое они должны были потратить на настройку оборудования. Также, по словам Цая, огромная платформа, которую он планировал построить над покрытым гравием полом амфитеатра, также не была сделана до конца.
И все же художник остался доволен результатом. В своем интервью он рассказал, что не ожидал получить некоторые из этих результатов, но в целом, то, что получилось, превзошло его воображение, настолько спонтанно, жестоко и дико это было.
«Я всегда сталкивался с тем, что если при создании художественного произведения художник постоянно чувствует, что может произойти какая-то авария, если он не будет осторожен, то это очень важный момент и этому нужно уделять много внимания. В этом проекте я пытался позволить своим гормонам взять на себя инициативу, создавая что-то с оттенком свирепости», — сказал Цай в своем заявлении.
Он также сказал: «Я чувствовал, что не должен слишком много думать о создании этого проекта, и должен стремиться к тому, чтобы это происходило более спонтанно и чувственно».