Башмак тормозной: устройство и характеристика

Фургоны

Часто на станциях и узлах железных дорог необходимо проводить сортировку вагонов. Вагоны двигаются при помощи тепловоза или электровоза. Иногда для ускорения вагон не доводится до своего места, а толкается после отцепки. Таким образом, вагон катится самостоятельно. Чтобы он остановился там, где нужно, или же чтобы предотвратить удар в мирно стоящий состав, вагон необходимо задержать. Для этого используют тормозной башмак. На сортировочных узлах железных дорог состав и вагоны устанавливают на наклоненный участок либо толкают при помощи тепловоза. Затем вагоны отдельно или группами устанавливают на нужные пути.Башмак тормозной: устройство и характеристика

Для того чтобы установить это устройство, необходимо воспользоваться специальным дополнительным приспособлением. Это так называемая вилка. С ее помощью можно максимально безопасно проводить работы по торможению тележек отцепа. Чтобы удалить башмак тормозной из-под колес, также необходима вилка.

Не следует подвергать эту деталь какому-либо механическому воздействию. Так, не рекомендуется устанавливать башмаки под колеса при помощи кувалды. При использовании специальной вилки устанавливать его нужно только тогда, когда состав или вагоны полностью остановились.

Тормозной башмак для вагона: принцип работы

Принцип работы этого приспособления заключается в замене трения качения вагона на трение скольжения. Это явление железнодорожники называют юзом.Башмак тормозной: устройство и характеристика

Длина этого юза зависит от самых различных факторов. Например, от того, насколько гладкая поверхность рельса и башмака. Важна масса состава, вагона, а также нагрузки на оси вагона. Еще нужно учитывать ту скорость, с которой железнодорожный вагон входит в башмак тормозной. Сюда же относят и погодные условия.

Как установить башмак?

Для этого существует два способа. Профессиональные железнодорожники различают ручной способ и механизированный.

Когда колесная пара вагона упирается в головку башмака, а затем скользит по рельсам, то сопротивление движению возрастает. Скорость движения состава или вагона замедлятся. Здесь можно положить приспособление на рельсы руками либо с использованием вилки.

Чтобы исключить несчастные случаи, особенно при работе на больших скоростях, железнодорожники применяют механизированный башмак тормозной. Его отличие от обычного заключается в том, что монтаж и снятие осуществляется при помощи различных приспособлений с механическим или же электрическим приводом. Этот привод как бы надвигает башмак на путь, где пройдет состав. Для этого используют трос.

Торможение вагонов с централизованного поста

Это один из самых популярных способов торможения. Здесь применяются башмаки, которые могут двигаться в специальных желобах. По направляющим с помощью тросов башмак движется в обратную от движения вагона сторону. Башмак выполняет торможение колесных пар и при помощи тех же колес отводится в свое исходное положение.

Иногда такое управление механическим башмаком может осуществляться при помощи педалей.

Здесь, прежде чем начать тормозить, он автоматически выдвигается навстречу отцепу. Когда вагон наедет на педаль, то двигатель переместит башмак в ту сторону, в которую движется вагон. Скорость, с которой башмак тормозной остановит вагон, пропорциональна скорости, с которой он двигался в момент встречи.

Виды башмаков

Эти приспособления различаются по тому, как их устанавливают и снимают. Различают ручные устройства и механические.Башмак тормозной: устройство и характеристика

К примеру, механические системы отличаются тем, что установка или же удаление их осуществляется только лишь с помощью специальных механизмов. Такие башмаки, в свою очередь, разделяют на врезные и неврезные.

Еще можно отметить сбрасывающий тормозной башмак. Это специальный вид устройств, которые предназначаются для того, чтобы опрокидывать состав, когда тот несанкционированно движется.

Характеристики башмаков

Башмаки для сбрасывания колес, оснащенные ручным приводом, выполняют больше предохранительную функцию. Такие устройства предназначены для принудительно сброса поездов с рельс. Они применяются там, где возможны различные аварии.

Башмак тормозной: устройство и характеристика

Противооткатный элемент монтируют лишь после полной остановки. Чтобы закрепление тормозными башмаками в случае торможения не вызвало искр, приспособления изготавливают из алюминиевых либо латунных сплавов.

Накаточный элемент выливается из стальных сплавов.

Башмаки бывают левые и правые.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.