Балет «Золушка» в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

Развлечения в новогодний период были серьезно ограничены карантинными мерами и избежать их не удалось даже театрам. Не смотря на это, предновогодняя премьера балета «Золушка» в петербургском Михайловском театре обеспечила аншлаг. Причиной тому стало участие в постановке прима-балерины Королевского балета Великобритании Натальи Осиповой.

Вечная сказка

Сюжет известной всем сказки «Золушка» как нельзя лучше подходит для новогодней постановки, ведь он о рассказывает о настоящем чуде. Несчастная сиротка, угнетаемая злыми сводными сестрами и практически демонической мачехой, благодаря своей фее-крестной получает шанс побывать на королевском балу. И пусть в полночь карета превратится в тыкву, а кучер — в крысу, зато до хоть какое-то время будет радость, веселье, танцы и всеобщее внимание. И, конечно, самый настоящий принц.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

Поставленная в самых различных форматах и вариациях сказка для мира балета имеет особую роль, и неудивительно, что в предновогодний период она остается одной из самых трендовых. Традиции не смогла сломить даже всемирная пандемия.

На особых условиях

В условиях карантинных мер театры ограничивали количество показов в период с 30 декабря по 10 января. Фактически все новогодние праздники мир театра оставался недоступен зрителю. Не удивительно, что для любителей балета предновогодняя суета была связана с возможностью успеть на наиболее знаковые постановки и, разумеется, в рамках посещения исторической родины прима-балерины лондонского Королевского балета Натальи Осиповой.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

В условиях пандемии театрам в Петербурге была разрешена 25-процентная заполняемость. Однако на спектакле «Золушка» с участием в главной роли знаменитой примы, зал оказался заполнен на 100 %.

Руководство театра объяснило подобную ситуацию несколькими факторами, основным из которых было согласование с Роспотребнадзором. Исключительная ситуация определила возможность не ориентироваться на существующие ограничения. Помимо этого театр получил разрешение работать в период новогодних праздников. Существенную роль сыграл и тот факт, что билеты на спектакль продавали до введения чрезвычайных мер.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

Художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман заявил:

«У нас нет четкого механизма, который бы позволил соблюдать все предписанные ограничения. Совершенно непонятно, как отфильтровать зрительский поток, чтобы заполняемость зала составила 25 %. Ведь билеты мы продавали до того, как ввели эти ограничения. Также невозможно установить, кто из наших гостей достиг или не достиг 16-летнего возраста, потому что мы не имеем права требовать документы на входе».

В результате, спектакль впервые с начала пандемии шел в привычных условиях аншлага, что уже само по себе стало настоящим чудом.

Мечты о «Золушке»

Путь Натальи Осиповой к роли Золушки был довольно длительным, и во многом знаковым стал тот факт, что сыграла она ее в театре, который некогда стал одной из ступеней на ее пути к лондонскому Royal Ballet.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

Впервые Лондон она увидела еще в далеком 2007-м, в период гастролей Большого театра на сцене «Ковент-Гарден». Молодая балерина была очень тепло встречена публикой и даже получила Британскую Национальную премию в качестве лучшей в разделе «классический балет».

В 2009 году ее пригласили в Американский балетный театр (Нью-Йорк), где она выступала в постановках «Жизели» и «Сильфиды». В Метрополитен-опере она была задействована в главной роли в постановке «Дон Кихота», «Ромео и Джульетты», «Спящей красавицы».

Далее роли посыпались одна за другой, Наталья Осипова танцевала на сценах Гранд-опера, в Лондонской королевской опере, принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский». Наконец, с 2011 года она становится прима-балериной Михайловского театра, где пробыла совсем недолго, отдав в 2012 году предпочтение Королевскому балету Великобритании и став единственной приглашенной балериной среди штатных актеров. С 2013 года Наталья заключила постоянный контакт, став прима-балериной Royal Ballet.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

Задолго до своего «звездного часа» она мечтала станцевать именно роль Золушки в балете Прокофьева. И вот, наконец, старая постановка, созданная еще для драмбалета Ростислава Захарова, была реанимирована для Михайловского театра Михаилом Мессерером.

Без балетных штампов

Постановка оказалась поистине сказочной, хотя в игре актеров и чувствовалась простота и отсутствие наигранности. Зритель увидел привычные своими действиями и эмоциями картины. Золушка занимается домашними делами, разнимает сестер, получает шлепок метлой от мачехи и горько плачет.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

И нет ничего фальшиво-наигранного, включая скачущие плечи и искривленные лица, столь характерные для балетных постановок. Постепенно фокус перемещается от самой Золушки к сказочному действию, которое происходит вокруг нее, в фокусе оказывается сюжет, а не прима и ее окружение.

Знакомые мотивы

Реанимированную специально для Михайловского театра «Золушку» зритель оценил весьма высоко, а додиснеевское поколение отметило явно знакомые мотивы. Отдельные действия имели сходства с постановкой Надежды Кошевой 1947 года, где главные роли сыграли Янина Жеймо, Фаина Раневская и Эраст Гарин. Мотивы фильма просматриваются в партии учителя танцев, лихом галопе гостей, куче прислуги с нарядами и обувью.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

Интересной составляющей зритель признал и смену географических локаций в период поиска принцем возлюбленной. Тут на сцене показались и индусы с кальянами, и испанки с красочными веерами.

Минимум декораций

Особый подход к постановке был отмечен в связи минимальным количеством декораций.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

Привычные нагромождения на сцене, которые требовали смены, успешно заменило 3D-видео. В итоге зритель воочию мог видеть натуральные картины яркой зелени лета, полета птиц, галереи дворцов и замков. Постановка «Золушки» успешно продемонстрировала сочетание видеоарта с драмбалетом.

Балет "Золушка" в Михайловском театре: последняя сказка в уходящем году

Под самый Новый год зритель получил возможность наблюдать за самой настоящей сказкой, сюжет которой развивался на сцене. Взору предстали и волшебно преображающаяся нищенка, моментальное изменение времен года и для всего этого были совершенно не нужны действия со сменой декораций.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.