Городской автобус ЛиАЗ-5293 является низкопольным видом общественного транспорта с повышенной вместительностью. Машина используется в крупных городах, где наблюдается интенсивный поток пассажиров. ЛиАЗ-5293 выпускается с 2006 года на Ликинском заводе. Технические показатели автобуса отвечают соответствующим стандартам. Разные модели оснащаются несколькими вариациями отечественных и импортных силовых агрегатов.
Используемые двигатели
Первые 4 года выпуска рассматриваемый автобус оснащался дизельным мотором Caterpillar на 6-ти цилиндрах. Его мощность – 350 лошадок, объем – 7 литра. Расход горючего в смешанном цикле составляет порядка 30 литров на сотню километров. Используется АКПП, скорость по максимуму – 90 км/ч. Силовой агрегат соответствует стандарту Евро 3.
Следующая модификация двигателя под названием Cummins 6ISBE имела более совершенную конструкцию, турбонаддув и улучшенные экологические показатели. Максимальная скорость осталась на том же уровне, а вот расход топлива снизился до 23 л/100 км. В скором времени появилась вариация мотора на газе, силой в 252 лошади и объемом 8,2 литра.
Последняя вариация, которая устанавливается на ЛиАЗ-5293, – это мотор ЯМЗ в 240 конских сил. Частота вращения составила 2 300 оборотов в минуту, рабочий объем – 6,5 л. Силовой агрегат соответствует Евро 4, оборудуется автоматической коробкой, расходует порядка 27 литров дизельного топлива на 100 км.
Салонное оснащение
Салон вентилируется двумя способами: естественным путем через боковые окна и принудительно при помощи вентиляторов на потолке. Отопительная система функционирует на тепле, получаемом от работы силового агрегата. Также имеется автономный подогреватель жидкостного типа. Благодаря такой конструкции равномерно полностью греется автобус ЛиАЗ-5293. Система охлаждения в свою очередь обеспечивает комфортные для пассажиров условия летом.
Водительское место отгорожено от салона шумоизолирующей перегородкой, что позволяет шоферу лучше сконцентрироваться на управлении. Для объявления остановок и прочей информации в кабине предусмотрен громкоговоритель. Рассматриваемый автобус обладает высоким запасом прочности, что позволяет не затрачивать много ресурсов на обслуживание и ремонт. Расчетный ресурс кузова составляет 12 лет, а внутренние системы без труда выдерживают сотни тысяч километров.
Основные параметры
Красивый внешний вид и богатую «начинку» имеет ЛиАЗ-5293. Технические характеристики и габариты представлены в таблице.
Колесная формула |
4*2 |
Длина/ширина/высота (м) |
11,4/2,5/3,06 |
База (м) |
5,84 |
Тип и число дверей |
Три пневматически складывающиеся |
Стояночный тормоз |
С приводом от аккумуляторов |
Основная тормозная система |
Двухконтурный пневматический узел с разделением по осям |
Вместимость бака для горючего (л) |
230 |
Количество посадочных мест (общее) |
100 |
Трансмиссия и система питания указаны в следующей таблице.
Впрыск топлива |
Непосредственный |
Трансмиссия |
Гидромеханическая |
Передняя подвеска |
Зависимая пневматика на паре упругих элементов с двумя телескопическими амортизаторами |
Подвеска задняя |
Зависимого типа на паре нижних продольных и двух верхних диагональных рычагах. Оснащена пневматикой и четырьмя телескопическими амортизаторами на гидравлике |
Рулевое управление |
Привод с гидроусилителем (руль системы «винт-шарик-гайка-рейка-сектор») |
КПП |
Автомат с 4 или 5 ступенями |
Система выпуска газов |
Один глушитель без блока нейтрализации |
Воздушный фильтр |
Сухой, двухступенчатый вариант |
Прочие характеристики
В следующей таблице имеются дополнительные параметры, присущие транспорту (ЛиАЗ-5293).
Кузовная окраска |
Основной колер – белый, нижняя окантовка – зеленого цвета |
Устройство дверей |
Электроуправляемые элементы на пневматике в количестве 3-х штук |
Окна |
Одинарные стекла, помещенные в резиновые профили |
Пассажирские сиденья |
Пластиковые с тканевой вставкой, раздельные, противовандальные |
Водительское кресло |
Оснащено пневматической подвеской |
Освещение |
Головные фары комбинированного типа, вертикальные задние световые элементы, «противотуманки» |
Отопительная система |
Отопительный узел от двигателя плюс автономный обогреватель жидкостного типа |
Зеркала заднего вида |
3 штуки, смонтированы на подогреваемых кронштейнах |
Ремни безопасности |
У водителя |
Интерьер |
Водительский отсек отделен перегородкой, имеется окошко для оплаты проезда, солнцезащитная штора, возможно аварийное открывание дверей, |
Аудио |
Есть громкая связь, динамики |
Комплектация |
Аптечка, домкрат, запаска, набор инструментов |
Недостатки
Невзирая на определенные достоинства, в автомобиле ЛиАЗ-5293 имеются некоторые недоработки, перешедшие от его предшественников. Реалии эксплуатации показывают, что система АСКП размещена неэффективно и съедает часть полезного пространства. Стандартные размеры кузова остались от прежней модели, что не поспособствовало существенному улучшению комфорта пассажиров.
Кроме того, замок водительской двери (ЛиАЗ-5293) часто подмерзает после стоянки на улице. Не совсем удовлетворяет работа подвески, система книлинга которой часто не реагирует адекватно на наклон автобуса в сторону тротуара для снижения высоты посадки. Оставляет лучшего желать качество сборки, а также не до конца продуманная система открывания дверей.
Особенности
Стоит отметить, что ЛиАЗ-5293, фото которого представлено ниже, стал своего рода промежуточным звеном на разработке по-настоящему эффективных городских автобусов. Первый вариант этой модификации был выпущен в 2006 году Ликинским автобусным заводом. Стартовую крупную партию машин (100 штук) заказал Нижегородский пассажирский автотранс.
Рассматриваемые автобусы эксплуатируются повсеместно в крупных городах России. В Москве они работают в 11 автобусном парке, оснащены экологически чистым двигателем с газовой установкой. Заниженный пол транспортного средства (высота на дорогой – 3,4 см) и широкие дверные проемы обеспечивают быструю посадку высадку пассажиров, что снижает пребывание машины на маршруте.
Заключение
Можно сделать вывод, что ЛиАЗ-5293 – это определенный прорыв в строении и проектировке низкопольных городских автобусов. Радует обновление интерьера, проработанная вентиляционная и отопительная система. Экстерьер также вполне приличный, имеется несколько цветовых оформлений. Топливо соответствует экологическим стандартам.
Однако к рассматриваемой машине остается ряд вопросов по недоработкам ходовой части, в частности подвески, системы открывания дверей и продуманной планировке внутреннего оснащения. Хочется верить, что на этом разработчики не остановятся, а будут предпринимать конструктивные шаги для улучшения ходовых качеств и комфортности пассажиров. По крайней мере, к этому имеются все предпосылки, которые показывают, что конструкторские наработки направлены на комплексное совершенствование городских автобусов.