Многие люди наверняка задавались вопросом: как многотонные летательные аппараты перемещаются по посадочным полосам и ангарам после приземления? Ведь данная техника может весить сотни тонн, не предназначена для наземного передвижения своим ходом, так как реактивные струи двигателей могут повредить коммуникации и постройки. Для этих целей служит аэродромный тягач. Специальные машины для буксировки самолетов производятся различными компаниями. Ниже рассмотрим особенности и характеристики самого мощного современного представителя марки БелАЗ и МАЗовский прототип, который разрабатывался в 60-70-е годы прошлого столетия.
Описание
Все грузовики и спецтехника указанного направления различаются между собой по габаритным и техническим параметрам. Самым сильным буксировщиком самолетов в мире является машина БелАЗ. Для сравнения: один из самых мощных аналогов — «Дуглас Калмар TBL-600» — способен транспортировать до 48 тонн, а у техники белорусского производства этот показатель составляет 260 т.
Стоит отметить, что аэродромный тягач БелАЗ, при всей своей невероятной силе, обладает относительно скромными габаритами. Параметры:
- длина/ширина/высота — 7500/3300/2300 мм;
- тип двигателя — дизельный мотор проекта 8424.10-04 российского изготовления;
- мощность номинальная — 4250 л. с;
- оборотистость — 2100 об/мин;
- коробка передач — гидромеханического типа;
- рама — сварной конфигурации из высокопрочной низколегированной стали.
Конструкционные особенности
Аэродромный тягач БелАЗ-74212 оборудуется тремя кабинами. Одна из них располагается в задней части. Правый отсек справа предназначен для размещения двух человек обслуживающего персонала, остальные два — для водителей. Левая фронтальная кабина оснащена гидравлическими приспособлениями, позволяющими подниматься ей на высоту до 450 миллиметров. Несколько рабочих отсеков дают возможность технике подъезжать к летательному аппарату без необходимости разворота.
Кроме того что указанные машины буксируют самолеты, они способны транспортировать крупнотоннажные грузы. Основная работа буксировщика осуществляется посредством крепления специальных фиксаторов к водилу — приспособлению, имеющемуся спереди и сзади машины.
Эксплуатация
Аэродромные тягачи белорусского производства пользуются спросом в разных странах ближнего и дальнего зарубежья (Германии, России, Корее, Индии и в других). При этом производители не останавливаются на достигнутом результате. Представители белорусского автомобильного завода объявили о проектировании и разработке нового буксировщика под индексом 74270. Эта техника сможет перемещать самолеты с массой до 600 тонн. Как заверяют конструкторы, создание новой модификации выходит на финальный этап.
Аэродромный тягач МАЗ
Экспериментальный колесный буксировщик МАЗ-541 был ориентирован на перемещение транспортных и пассажирских самолетов по взлетным полосам. Технику начали разрабатывать в 50-х годах прошлого века, было в общей сложности собрано три экземпляра. Агрегаты эксплуатировались до начала 70-х, после чего были списаны. В настоящее время сохранившихся экземпляров нет.
Создание машины началось в соответствие с распоряжением Минтранспорта. Задание, стоявшее перед Минскими конструкторами, заключалось в создании аэродромного тягача, способного транспортировать летательные аппараты массой до 85 тонн. Внешний облик МАЗ-541 не имел аналогов в мире.
Экстерьер
Буксировщик оснащался уникальным цельнометаллическим кузовом. Закрытая кабина имела три секции ветрового стекла с очистителем на каждой части. Задняя стенка оформлена аналогичным образом. Вход на рабочее место выполнялся через боковые двери распашного типа. В середине размещались две пары сидений, спинками по отношению друг к другу.
На бортах инженеры предусмотрели добавочные створки, дублирующие по конфигурации двери и кабину без рамок остекления. За откидными деталями находились блоки для технического обслуживания буксировщика. В передней части разместили четыре световых элемента головного освещения. Рабочая зона подсвечивалась тремя поворотными прожекторами с кормы техники. В крыше оборудовали пару люков, улучшающих обзорность и вентиляцию.
Управление
В салоне дизельного аэродромного тягача МАЗ-541 предусмотрено два поста управления, оснащенных полным набором приборов и приспособлений, вместе с рулевыми колесами. Контрольные точки находились по диагонали, что позволяло оператору переходить от одного места к другому быстро и свободно. Конструкционные особенности давали возможность увеличить точность позиционирования техники по отношению к заднему прицепному устройству. При перемещении лайнера водитель находился на переднем контрольном посту.
Все созданные белорусскими конструкторами буксировщики окрашивались в красно-оранжевые цвета. Крыша, капот и верхушка крыльев покрывались белой краской. В дальнейшем, крылья полностью перекрасились в основной фон автомобиля. Передний бампер покрывался белым слоем с красно-оранжевыми полосами.
Технические параметры
Все элементы буксировочной машины МАЗ-541 монтируются на стальной клепаной раме, часть деталей позаимствована у серийных грузовиков. Мосты устанавливались на полуэллиптических рессорах. Для гарантированности увеличения массы, предусмотрен балласт, позволивший довести эксплуатационный вес до показателя 28,23 т.
Прочие характеристики рассматриваемого аэродромного буксировщика:
- силовой агрегат — 12-цилиндровый дизельный мотор Д-12А с V-образной конфигурацией;
- объем рабочий — 38800 куб.см;
- мощность по максимуму — 300 л. с;
- оборотистость — 1600 об/мин;
- расход горючего — 120-130 л/100 км;
- расположение баков — внутри кузова;
- длина/ширина/база — 7,97/3,4/3,4 м.
- задние/передние шины — 17,00-32/15,0-20.
Для транспортировки самолетов использовалось одновременно два дышла. Первый элемент фиксировался на оси передней стойки воздушного судна, второе приспособление цеплялось за амортизатор. На корме предусмотрена пара фаркопов, а фронтальный аналог располагался перед бампером.
Зарубежный аналог
Для сравнения изучим ТТХ аэродромного тягача немецкого производства марки Schopf. Ассортимент этой компании включает в себя несколько буксировщиков массой от 5 до 70 тонн, способных выполнять различные задачи. Компания на протяжении нескольких десятилетий выпускает технику, конкурирующую с мировыми лидирующими аналогами.
Машины ориентированы на эксплуатацию в различных климатических регионах. Одной из самой продаваемой модификации является модель Schopf F-110. Техника оснащается автоматической коробкой переключения передач, полным приводом и поворотным механизмом на все колеса. Сила тяги в 110 кН позволяет буксировать малые и средние лайнеры, взлетный вес которых не превышает 160 тонн. Электрическая вариация мощностью 60 кВт функционирует с весом до 150 тонн, не производит вредных выбросов. Емкости аккумуляторной батареи хватает для 30 транспортировок.