Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

Дети

Формирование звукопроизношения у детей должно завершиться к 5-6 годам. Однако, судя по отзывам педагогов, многие первоклассники имеют те или иные логопедические проблемы. Это существенно затрудняет их общение с другими людьми, приводит к появлению специфических ошибок при освоении письма. Как вовремя заметить нарушение у своего ребенка? Какие речевые дефекты пройдут со временем, а с какими нужно немедленно обращаться к специалистам?

Нарушения звукопроизношения

Речь малыша активно формируется в дошкольном возрасте. Довольно долго в ней могут наблюдаться следующие дефекты:

  • Отсутствие звука. Он просто пропускается («ошка» вместо «ложка», «учка» вместо «ручка»).
  • Замена одних звуков на другие, более легкие («йыба» вместо «рыба», «сал» вместо «шар»).
  • Искажение звука (картавость, гнусавость).
  • Смешение фонем, которые произносятся правильно. Ребенок говорит то «машина», то «масина», постоянно путаясь.

Различные дефекты в звукопроизношении у детей могут сочетаться другими проблемами: отсутствием фразовой речи, маленьким словарным запасом, использованием неправильных грамматических форм. Это может свидетельствовать о сложном расстройстве, при котором нельзя ограничиваться лишь работой со звуками.

Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

Причины нарушений

Некоторые родители пытаются исправить имеющиеся у ребенка дефекты, постоянно поправляя его речь и делая замечания. Это приводит к резкой негативной реакции малыша, а иногда и к заиканию. Исправление звукопроизношения у детей — непростой процесс. Начинать его нужно не с замечаний, а с выявления причины дефектов. Ими могут быть:

  • Проблемы со слухом.
  • Нарушенная дифференциация, при которой малыш не различает близкие по акустическому звучанию фонемы (например, «д» и «т»).
  • Неправильное анатомическое строение языка, неба, челюсти, различные дефекты прикуса.
  • Ограниченная подвижность речевого аппарата (особенно губ и языка).
  • Неправильное воспитание, когда родители слишком долго «сюсюкаются» с ребенком или, наоборот, не уделяют ему внимания, засадив перед телевизором.
  • Постоянное общение с людьми, имеющими речевые дефекты. Проблемы могут возникнуть и в том случае, когда родители говорят очень быстро и неясно.
  • Двуязычие. Малыш путается в особенностях произношения, что приводит к искажению звуков по подобию другого языка.

Младшие дошкольники

Артикуляционный аппарат малыша развивается постепенно. Поэтому, добиваясь правильной речи, не забывайте об особенностях звукопроизношения у детей.

Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

Нормально, если в 3 года:

  • ребенок смягчает согласные («л’озицька» вместо «ложечка»);
  • свистящие и шипящие фонемы пропускаются, заменяются, путаются или выговариваются нечетко;
  • в речи нет звуков «л» и «р»;
  • звонкие фонемы оглушаются ;
  • вместо заднеязычных звуков произносятся переднеязычные («дород» вместо «город», «тарандаш» вместо «карандаш»).

Дети могут четко произносить звук, но не выговаривать его в сочетании с другими, переставлять слоги в словах, пропускать согласные, если они стоят рядом. Насторожиться родителям стоит в том случае, если малыш неохотно идет на контакт, не понимает простейших просьб и вопросов, обходится словами-фрагментами (говорит «ма», а не «мама», «ако», а не «молоко»).

Средние дошкольники

В возрасте 4-5 лет развитие звукопроизношения у детей протекает очень активно. Смягчение звуков почти исчезает. Дети начинают выговаривать шипящие, у большинства появляется звук «р», но произношение их еще не автоматизировано. Ребенок может сказать одно слово правильно, а в другом допустить ошибку. При этом звуки уже не пропускаются, а заменяются другими.

Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

Иногда, научившись выговаривать фонемы «ш», «р», «ж», малыш вставляет их во все слова («горубь» вместо «голубь», «жуб» вместо «зуб»). Но в целом речь становится чище, дети реже переставляют слоги, почти не сокращают слова. Считается нормальным, если малыш неправильно выговаривает свистящие, сонорные («р», «л») и шипящие звуки. В остальных случаях проконсультируйтесь с логопедом.

Старшие дошкольники

Логопеды утверждают, что к 5-6 годам правильное звукопроизношение у детей должно быть полностью сформировано. Однако примерно у 20% детей в речи встречаются искажения.

Они могут быть связаны:

  • С недостаточной автоматизацией шипящих звуков, а также фонем «л» и «р». У некоторых ребятишек формируется привычная картавость или шепелявость.
  • С заиканием и дислалией, требующих помощи специалистов.
  • С небрежным произношением, когда ребенок торопится, проглатывает окончания, нечетко выговаривает звуки.

Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

Так как поступление в школу неумолимо приближается, работе над чистой речью должно уделяться повышенное внимание. При возникновении сомнений лучше прийти к логопеду и пройти тщательную диагностику.

Обследование звукопроизношения у детей

Приступая к диагностике, логопед тщательно проверит строение речевого аппарата маленького пациента. Малыша попросят выполнить различные движения челюстью, губами и языком. Так выявляется их подвижность.

Чтобы исследовать особенности звукопроизношения у детей, их просят выговорить звук изолировано. Проверяется, насколько быстро происходит артикуляционное переключение. Малыши повторяют слоги («пак-кап») или цепочки из них («мна-мну-мно»).

Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

Затем показываются картинки. В названии предметов, изображенных на них, есть исследуемый звук. Он стоит в разных позициях и сочетаниях. Если ребенок допускает искажения, логопед просит повторить слово вслед за ним, произнести слоги с проблемным звуком. Важно подбирать для обследования не только легкие, но и многосложные слова.

Иногда названия картинок малыш выговаривает правильно, а в обычной речи заменяет одни фонемы другими. Проверить это помогает произнесение чистоговорок, потешек, где часто встречается исследуемый звук, беседы по сюжетным картинкам.

Обследование фонематического слуха

Помимо диагностики звукопроизношения, у детей проверяется способность к различению фонем. Внимание следует сосредоточить на следующих парах звуков: «шипящий + свистящий», «твердый + мягкий», «глухой + звонкий», «р + л». При этом используются следующие виды заданий:

  • повторить за логопедом оппозиционные слоги («ри-ли», «уч-ущ»);
  • воспроизвести ряд из 3-4 элементов («вля-пля-мля-для»);
  • выполнить движение (хлопок, прыжок), услышав заданный слог;
  • выбрать те картинки, названия которых начинаются с указанных звуков;
  • объяснить значение схожих по звучанию слов (например, «лак-рак») или показать нужную картинку.

Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

Коррекция звукопроизношения у детей

Логопедическая работа включает в себя три этапа. Перечислим их:

  • Подготовительный этап. Ребенка учат различать на слух формируемую фонему. Мышцы губ и языка должны освоить новые для них движения. Для этого используются артикуляционная гимнастика, упражнения для формирования правильной воздушной струи. Ребенок занимается перед зеркалом, все движения делаются в медленном темпе. При возникновении трудностей можно помочь язычку руками (например, приподнять его или свернуть в трубочку). Эту часть работы могут взять на себя родители, посоветовавшись с логопедом или прочитав соответствующие книги.
  • Постановка звуков. Эту часть работы лучше доверить логопеду, знакомому со специальными приемами. Он в игровой форме научит дошкольника произносить требуемый звук в изоляции от других.
  • Автоматизация фонемы в речи. Чтобы звук произносился на автомате, его нужно много раз повторить. Сначала малыш произносит его в слогах различных типов, потом в словах, причем отрабатываются различные позиции. Только после этого можно переходить к предложениям, коротким стихам и чистоговоркам. В них не должно быть звуков, которые ребенок еще не умеет выговаривать. На последнем этапе используется пересказ коротких историй, описание сюжетных картинок.
  • Иногда дети, научившись выговаривать звук, упорно смешивают его с другим. В таком случае проводится работа по их дифференциации. Малышу предлагается найти отличия в артикуляции при произнесении каждого из звуков. Затем фонемы отрабатываются в слогах, похожих словах, и, наконец, в скороговорках.

    Организация занятий

    Воспитание звукопроизношения у детей — процесс не быстрый. Тем более если выявлено искажение большого числа фонем. Ставить их приходится постепенно, начиная с самых легких. Одновременно не должны отрабатываться звуки, при произнесении которых органы речи занимают противоположное положение. Например, «с» требует широкого языка с образование желобка посередине. Его не стоит ставить вместе со звуком «л», для произнесения которого необходим узкий язык.

    Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

    Занятия с логопедом должно проводиться систематически, 2-3 раза в неделю. Чтобы заинтересовать дошкольников, широко применяются игрушки, картинки, настольные игры (лото, домино). Однако работа над звукопроизношением должна продолжаться и дома. Логопед обычно дает родителям домашние задания. Чаще всего это комплекс артикуляционной гимнастики, который рекомендуется выполнять ежедневно. Для формирования правильного речевого дыхания полезно петь гласные, сдувать бумажки с языка, пускать мыльные пузыри.

    Развитие речевой функции неразрывно связано с формированием мелкой моторики. Поэтому, если у вашего ребенка имеются проблемы со звукопроизношением, познакомьтесь с пальчиковыми играми. Старайтесь каждый день лепить, рисовать, вырезать фигурки из бумаги, делать украшения из бусин, собирать мозаики или конструкторы.

    Звукопроизношению у детей дошкольного возраста должно уделяться самое пристальное внимание. Ведь недостатки, укоренившиеся с раннего детства, впоследствии выправляются с большим трудом. Чтобы предупредить их, родители должны внимательно следить за своей речью, четко выговаривать все звуки и не откладывать визит к логопеду при появлении тревожных симптомов у малыша.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.