Дети — самое дорогое, что есть в этом мире. А вырастить здорового человека не только является задачей родителей, но и важно для государства в целом. Оградить слабый организм малыша, определенное время воспитывавшегося в теплом домашнем климате, в практически тепличных условиях, от бактерий и других микроорганизмов, присутствующих в детском коллективе, — это нелегкая задача для педагога-дошкольника. И справиться с таким важным заданием можно только с помощью закаливания малышей. Как проводить закаливающие процедуры в детском саду правильно? Какие можно использовать виды? Об этом мы детально расскажем в данной статье.
- Основные принципы закаливания малышей в детском саду
- Основные виды процедур для детей
- Примерные условия для проведения процедур с детьми до 7 лет
- Особенности проведения процедур. Три группы детей
- Особенности проведения процедур. Правила
- Закаливание воздухом в детском саду
- Закаливание водой в дошкольном образовательном учреждении
- Особенности проведения процедуры обливания малышей в дошкольном образовательном учреждении
- Закаливание солнцем малышей в дошкольном образовательном учреждении
- Хождение босиком — еще один метод закаливания малышей в дошкольном образовательном учреждении
- Солевое закаливание в дошкольном образовательном учреждении
- Небольшое заключение
Основные принципы закаливания малышей в детском саду
Со времени появления людей на планете и по нынешние времена самыми действенными закаливающими средствами остаются самые простые и естественные природные дары — солнце, воздух и вода. Именно эти три главные стихии помогают организму адаптироваться в различных жизненных условиях. Чтобы человек рос сильным и здоровым, готовым противостоять различным болезням и мог справляться с инфекциями, включая свои личные защитные силы, его организм нужно тренировать и приспосабливать к самым контрастным погодным условиям. Именно эту задачу и решает систематическое закаливание, ориентирует воспитателей помочь детям повысить уровень сопротивляемости организма и приспособить его к меняющемуся климату и температурным условиям. И для этого существуют разные виды закаливания детей, рекомендуемые методическими материалами детских учреждений. О них следует знать каждому воспитателю.
Сознательное закаливание происходит по определенной системе, которая способна быстро адаптировать ребенка к неблагоприятным погодным условиям, не нанеся вреда его организму и наиболее комфортным способом приспосабливая здоровье малыша к непрогнозируемому влиянию внешней окружающей среды. Закаливание подразумевает воспитание в индивидууме наибольшей устойчивости к погодным изменениям, сопротивляемости болезням и стихийным сюрпризам. Чтобы этот процесс проходил с наивысшей эффективностью, начало закаливания ребенка должно происходить с самого маленького возраста и быть систематическим. Иначе достигнутые результаты очень быстро обнулятся.
Всем известно и неоднократно доказано на практике, что дети, прошедшие закалку, гораздо меньше болеют и более активны в жизни, у них крепче психика и ровный, спокойный характер. Если практикуются закаливающие процедуры в детском саду, то ребенок без труда начинает выполнять все, что требуется для закалки. А поскольку это делают все окружающие его дети, у малыша не возникает мысли увильнуть от этих полезных мероприятий. Наоборот, адаптированные к детскому восприятию процедуры прекрасно принимаются маленьким человеком, и он даже дома стремится их выполнять.
В детских дошкольных учреждениях применяются основные принципы и методы закаливания детей, которые были специально разработаны для малышей. Это такие глобальные принципы, как системность занятий, постепенное внедрение в график детей и максимум внимания к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Если нарушить эти принципы, рухнет вся система и закаливание, производимое эпизодически, не принесет никакой пользы организму. Главная цель закаливающих процедур в детском саду — это не навредить неокрепшему детскому организму слишком высокими требованиями, но приучать к ним постепенно и исподволь, в виде игры.
Основные виды процедур для детей
К традиционным видам закаливания детей в дошкольных учреждениях относятся:
- прием детей по утрам на улице, на свежем воздухе;
- гимнастика;
- оздоровительные прогулки на свежем воздухе;
- простое принятие воздушных ванн или же с одновременным выполнением упражнений;
- сон с приоткрытыми окнами или же в проветренных помещениях;
- умывание, мытье рук и полоскание рта после очистки зубов прохладной водой;
- хождение босиком в помещении группы;
- хождение босиком по дорожке здоровья;
- принятие солнечных ванн.
Примерные условия для проведения процедур с детьми до 7 лет
Для того чтобы правильно проводить закаливающие процедуры в детском саду, необходимо понимать, какие условия могут быть наиболее благоприятными для закаливания малышей. Приведем примерную схему для закаливания дошколят в возрасте от двух до семи лет:
- ребенок должен находиться в помещении, где температура воздуха не выше 18-20 градусов;
- принятие воздушных ванн — на протяжении 10-15 минут. При этом малыш должен быть одет только в трусики и майку-безрукавку. Ребенок в носочках или в тапочках на босу ногу бегает и играет в подвижные игры в помещении группы. Некоторое время все делают легкую гимнастику — примерно 6-7 минут;
- умывание — постепенно снижают температуру воды с комфортных 28 градусов до более прохладной: летом — 18 градусов и зимой — 20 градусов. Снижение температуры происходит на протяжении года. Этой водой детям до 3 лет рекомендуется мыть лицо, шею и руки — до локтя, тем же, которые старше 3 лет, — еще и верхнюю часть грудки, а также руки до плеч. Для трехлеток закаливание тоже начинается с 28 градусов. На протяжении года температуру воды снижают до 16 градусов в летнее время и до восемнадцати — в зимнее;
- дневной сон. Он обязательно должен проходить в теплое время года при открытых окнах, а в холодное — в предварительно проветренном помещении при 15-16 градусах;
- сон без маек — постоянно, но если в помещении температура ниже допустимой, надевать теплые носки и укрывать двумя одеялами; температурный минимум — 14 градусов;
- прогулки на свежем воздухе два раза за день, если температура воздуха не ниже 15 градусов. По продолжительности прогулки должны составлять не меньше 1-1,5 часа, лучше несколько (2-3) часов;
- солнечно-воздушные ванны летом 5-10 минут несколько (2-3) раз в день. При этом можно гулять на свежем воздухе неограниченное количество времени;
- полоскание горла и рта для деток младшей дошкольной группы — от двух до четырех лет. Вода кипяченая, остывшая до комнатной температуры, с ромашкой либо шалфеем — утром и вечером.
Особенности проведения процедур. Три группы детей
Закаливание — самый действенный способ повысить сопротивляемость организма ребенка к температурным колебаниям и выработать стойкий иммунитет к простудным болезням. Именно поэтому закаливание детей в ДОУ проводится групповым, а не индивидуальным методом. В процессе закаливания участвуют такие широко доступные факторы окружающей среды, как воздух, вода и солнце. Сам процесс проводится по специально разработанным методикам квалифицированным воспитателем совместно с медицинским работником. Чтобы детям было максимально комфортно заниматься закаливанием в соответствии со своими индивидуальным особенностям, практикуется их разделение на группы закаливания в детском саду.
По состоянию здоровья малышей формируются три основные группы:
- дети здоровые, которые могут в полной мере заниматься закаливанием без ограничения процедур;
- дети, часто болеющие, склонные к простудным болезням, с которыми занимаются при более мягких и щадящих условиях;
- дети с хроническими и острыми болезнями сердца, ЖКТ и другими заболеваниями, при которых закаливание не рекомендуется.
В процессе тренировки организма применяется специальный комплекс закаливающих процедур в детском саду, рекомендованный для работы с той или иной возрастной группой. Здесь важно четко выдерживать основной принцип — воздействовать тренировочными факторами на организм постепенно и ненавязчиво. При этом тренировочные упражнения должны все время нарастать по силе и времени выполнения, чтобы обеспечить правильное закаливание детей в ДОУ.
Особенности проведения процедур. Правила
При организации закаливания в детском образовательном учреждении следует обязательно выполнять такие правила:
- закаливающие процедуры проводить на постоянной и регулярной основе. При несистематическом подходе к закаливанию организма он не успевает выработать нужных защитных реакций;
- нельзя закалять организм и про запас, сверх положенных нормативов, а также прекращать занятия на время холодной зимней поры. В таком случае выработанные в организме реакции на холод очень скоро сойдут на нет, и ребенок опять будет подвержен риску простудиться. Именно на принципе системности построены закаливающие процедуры в детском саду, ведь дети там проводят большую часть своего времени и могут вписаться в существующую систему;
- постепенность в нарастании интенсивности процедур тоже очень важна, особенно для малышей, организмы которых еще беззащитны к влиянию окружающей среды. Изменения условий пребывания постепенно помогают комфортно приспособить организм к не очень благоприятным условиям;
- учет индивидуальных особенностей организма и возрастных категорий для правильного распределения интенсивности процедур.
На выполнении этих правил и базируется вся система закаливания детей, рекомендованная для применения в дошкольных детских учреждениях.
Закаливание воздухом в детском саду
Каждая методика по проведению процедур предусматривает разные виды закаливания детей отдельных возрастных групп и степени болезненности. Наиболее простые процедуры, как правило, оказываются и самыми эффективными. Для их выполнения от ребенка не требуется никаких сверхусилий. Наоборот, самые простые действия отлично усваиваются малышами, и они продолжают выполнять эти нехитрые процедуры и дома в выходные и праздники.
В этом плане нелишней будет квалифицированная консультация для родителей по закаливанию детей в домашних условиях. Следует объяснить им всю важность постепенного накапливания организмом сил для противостояния неблагоприятным погодным условиям, а также регулярность выполнения процедур. Родителям говорят, чтобы они не расхолаживали детей и со своей стороны следили за непрерывностью системы закаливания.
Первой и самой доступной процедурой считается закаливание воздухом. Такую возможность имеет каждое детское учреждение, доступна она и в домашних условиях. Закаливание нужно начинать с хорошего проветривания, чтобы внутренняя температура снизилась не меньше чем на 1 градус. В холодную пору помещение необходимо проветривать по нескольку раз в день, а в теплое — постоянно. Воздушные ванны — самая приятная и легкая из всех процедур.
При закаливании сначала следует обнажать у ребенка только руки и ноги. При этом хорошо, если будет проводиться утренняя зарядка для детей под музыку, так малыш и не замерзнет, и достаточно закалит открытые части тела. Спустя некоторое время можно переходить к общим воздушным ваннам, когда тело ребенка максимально обнажено. Длительность этой процедуры составляет в окончательной фазе 5-8 минут и должна нарастать очень постепенно. Температура воздуха должна снижаться каждых 2-3 дня на пару градусов. Начинать следует с 21-22 градусов, достигнув в итоге 16-18 градусов. Необходимо иметь в виду, что дети, страдающие аллергическими реакциями, подвержены более быстрому охлаждению.
Закаливание водой в дошкольном образовательном учреждении
Закаливание водой — самый сложный и наименее комфортный способ, требующий определенного настроя ребенка и некоторых усилий над собой. Здесь следует чем-то заинтересовать малыша, чтобы ему хотелось заниматься водными процедурами. Самая мягкая водная процедура — влажное обтирание, которое поначалу должно длиться совсем недолго — быстро обтереть влажным полотенцем и сразу же хорошенько растереть кожу до появления здоровой красноты сухим и мягким полотенцем. Обтирание сначала проводится только с руками и ногами ребенка, и только спустя некоторое время можно начинать обтирать все тело.
Кроме общего обтирания можно применять еще и обливание. Только при этом нужно знать, как правильно обливаться холодной водой детям. Начинать можно с обливания ног, поначалу смачивая лишь стопы и голень до половины. Температура в помещении при этом не должна быть ниже 20 градусов. Дальше можно проводить обливание рук и ног, лучше в игровой форме (игры с использованием воды). Такие процедуры показаны детям с полуторагодовалого возраста. Такому малышу сначала начинают мыть ножки теплой водой, через четыре-пять дней снижая температуру на 1 градус, доведя ее до 22 градусов для малышей до трех лет, а тем, что постарше, достаточно 18 градусов. Ножные ванны не должны быть продолжительными — одна-три минуты и довольно. При этом ножки малыша должны быть теплыми, поскольку обливание холодных ног нужного эффекта не дает.
Особенности проведения процедуры обливания малышей в дошкольном образовательном учреждении
Еще более сложным этапом закаливания является обливание или душ. При обливании температура в помещении для детей разного возраста должна быть разной:
- до двух лет — не ниже 22 градусов с температурой воды 26-28 градусов в конечной точке закаливания;
- от двух до четырех лет — не ниже 20 градусов с температурой воды 24 градуса;
- от четырех до семи лет — не ниже 18 градусов с температурой воды 22 градуса.
При этом взрослый поливает из лейки плечи, грудь и спинку ребенка. Для этого потребуется 1,5-2 литра воды, и длится такая процедура начиная с 15 секунд до 35-40. После необходимо растереть тело мягким полотенцем.
Закаливание солнцем малышей в дошкольном образовательном учреждении
Закаливание солнцем проводится во время прогулки, и каждая солнечная ванна длится начиная с 2-3 минут до достижения десяти минут за одну процедуру. При этом очень важно не допустить перегрева тела, поэтому следует внимательно следить за детьми во время проведения для них этой процедуры. Воспитатель должен чередовать время нахождения на солнце и в тени, чтобы нежная кожа малыша не получила ожогов. Но делать солнечные ванны полезнее и безопаснее по утрам, когда солнце еще не очень жгучее и пребывание на нем ребенка является для него комфортным.
Хождение босиком — еще один метод закаливания малышей в дошкольном образовательном учреждении
Наиболее простой и очень доступный способ закаливания — хождение босиком. Для укрепления защитных сил организма ребенок должен ходить босыми ножками по помещению в течение 15-30 минут утром и столько же вечером. Утром могут быть совмещены босохождение и зарядка для детей под музыку — и детям приятно, и не придется отдельно тратить время на каждую из процедур. С каждым днем время хождения босиком становится длиннее на 10 минут и постепенно доводится до 60 минут. Очень хорошие результаты дает хождение без обуви по мелкому гравию или твердому грунту. Кожа на стопе становится более грубой, и снижается возбудимость к холодному дорожному или комнатному покрытию.
Хождение босиком помогает не только закалить ноги, но и укрепить свод стопы, а также ножные связки. Начинать закаливание можно, когда температура покрытия не ниже 18 градусов. Для начала это нужно делать в носочках примерно 4-5 дней, потом по 3-4 минуты босыми ногами. Каждый день время процедуры увеличивается на 1 минуту, пока не достигнет 20-25 минут.
Солевое закаливание в дошкольном образовательном учреждении
Солевое закаливание необходимо деткам в дошкольном возрасте и должно проводиться под наблюдением воспитателя. Сразу после полуденного сна ребенок должен пройти босыми ножками по мягкому фланелевому коврику, который немного смочен 10%-м раствором соли кухонной поваренной. Ходить на соленом коврике нужно две минуты, затем идут на другой коврик — сухой, о который хорошенько вытирают ножки. Перед проведением процедуры стопу нужно разогреть ножным массажером или хождением по специальным палочным или пуговичным дорожкам.
Небольшое заключение
В нашем материале мы рассказали о пользе закаливания для детей дошкольного возраста. Мы также привели примерную схему проведения процедур и особенности применяемых для этого методов. Важно запомнить, что сила закаливания — в его систематичности. Поэтому нельзя допускать перерывов в принятии процедур ребенком. Надеемся, что статья была вам интересна и полезна.