Коробка передач механическая — это самое распространенное устройство, которое изменяет крутящий момент ДВС. Ее назвали так, потому что переключение передач осуществляется механическим путем. В этой статье мы расскажем про устройство коробки передач. Вся основная информация приведена ниже.
Ручная коробка передач относится к коробкам ступенчатого типа, так как крутящий момент в ней изменяется по ступеням (по передачам). Передачей (или ступенью) называется одна пара шестерен, взаимодействующих друг с другом. Каждая ступень должна обеспечивать вращение с нужной угловой скоростью. Каждая из них имеет определенное передаточное число.
Число передаточное — это отношение количества зубьев шестеренки ведомой к количеству зубьев ведущей. Различные МКП имеют свои передаточные числа. При этом высшая ступень имеет минимальное передаточное число, а низшая — максимальное. В зависимости от числа передач различают следующие МКП: четырехступенчатая, пятиступенчатая, шестиступенчатая и др. Сейчас практически на всех автомобилях установлена пятиступенчатая МКП. Все МКП делятся на два вида: трехвальные и двухвальные. Трехвальную, как правило, устанавливают на машины с задним приводом, а двухвальную — на автомобилях с передним.
Устройство коробки передач трехвальной
Трехвальная МКП состоит из следующих частей:
— Первичный вал (его еще называют ведущим) — обеспечивает хорошее соединение со сцеплением: на нем есть шлицы, которые нужны для ведомого диска.
— Шестерня первичного вала.
— Вал промежуточный — располагается параллельно ведущему, на нем расположен блок шестеренок, которые находятся в очень крепком зацеплении.
— Блок шестерен.
— Вторичный вал (по-другому его называют ведомым) — располагается на одной и той же оси с валом ведущим, это становится возможным за счет подшипника на первичном валу. При этом у блока шестерен нет закрепления с валом. По этой причине он свободно вращается. А вот блоки шестеренок вала ведомого и промежуточного, а также одна шестерня вала ведущего постоянно закреплены.
— Синхронизаторы — расположены между шестернями. По-другому их называют муфтами синхронизаторов. Их работа заключается в выравнивании скоростей шестеренок ведомого вала со скоростью движения самого вала. Это выравнивание становится возможным из-за сил трения при работе. Синхронизаторы жестко скреплены с ведомым валом и двигаются по нему за счет шлицевого соединения в продольном направлении. Устройство коробки передач современного типа предполагает установку синхронизаторов на всех передачах.
— Механизм переключения передач — находится на корпусе. Состоит из ползунков с вилками и рычага управления. Оснащен специальным блокирующим устройством, которое предотвращает включение одновременно двух ступеней. Также механизм может быть оснащен дистанционным управлением.
— Корпус (или картер) коробки — нужен для размещения механизмов и частей, а также для хранения масла. Изготавливается из сплава — алюминиевого или магниевого.
Устройство коробки передач двухвальной
Она состоит из следующих частей: первичный вал и соответствующий блок шестерен, вал ведомый и соответствующий блок шестерен, синхронизаторы, дифференциал, передача главная, картер коробки и механизм переключения передач.