В этой статье мне бы хотелось описать устройство кондиционера автомобиля и заострить внимание читателей на механизме его функционирования.
Любой сложный агрегат, применяющийся в автомобильной технике, требует постоянного ухода, и кондиционеры не являются исключением из этого правила. Скорее наоборот, внимание к этой дорогостоящей детали должно быть пропорциональным тем убыткам, которые понесет владелец, если с «кондеем», не дай бог, что-то случится. Для того чтобы лучше понимать нужды этого агрегата, давайте вспомним устройство автомобильного кондиционера и принципы его работы.
Система охлаждения воздуха внутри авто работает в точности по тому же принципу, что и обычный холодильник, который стоит у вас на кухне. В замкнутой, герметичной системе, заполненной фреоном, растворено холодильное масло. Задача масла – смазывать компрессор и всю систему.
Устройство кондиционера у каждого автопроизводителя – свое собственное. Но принципиально эти конструкции не отличаются практически ничем.
Что же происходит, когда вы нажимаете на кнопку «Пуск» системы охлаждения? При включении исправного кондиционера включается электромагнитная муфта, и прижимный диск с характерным металлическим звуком примагничивается к шкиву, через который проходит приводной ремень ГРМ (когда кондиционер выключен, шкив крутится вхолостую). Компрессор начинает работать. Его задача – сжать фреон, который сейчас находится в газообразном состоянии. В процессе сжатия фреон разогревается, и затем жидкий и горячий фреон по трубке перетекает в конденсер, или как его еще называют — радиатор. Это название вполне допустимо, так как разогретый и сжатый до состояния жидкости газ охлаждается именно в этой конструкции.
Помогает ему лучше и быстрее отдавать тепло вентилятор, а в том случае, если машина еще и движется, к процессу охлаждения дополнительно подключается встречный поток воздуха.
Когда цикл остужения завершается, все еще находящийся под давлением жидкий фреон на выходе из радиатора попадает в ресивер-осушитель. Здесь его очищают от грязи и продуктов работы компрессора, перед тем как подать обратно в систему. Некоторые фирмы-производители продумывают устройство кондиционера лучше других. Они добавляют в конструкцию ресивера смотровой глазок, глядя в который, можно визуально оценить заполнение системы. К сожалению, эта возможность имеется на ограниченном числе машин, а подавляющее большинство производителей в устройство кондиционера такую простую и полезную опцию не вводят.
Но мы отвлеклись, пора продолжить движение вместе с потоком фреона. После очищения в осушителе, он перемещается в салон автомобиля, где и выполняет ту работу, для которой предназначен – охлаждение салона авто. Проходя через терморегулирующий вентиль (ТРВ), который устанавливают на конце трубки, идущей в салонный испаритель, фреон в состоянии пара при температуре кипения покидает испаритель. Если температура пара слишком высокая, ТРВ закрывается, если слишком низкая, открывается. Таким образом, он выполняет функцию терморегулирующего дросселя, изменяя сечение выходного отверстия трубки до таких значений, при которых температура фреона на выходе из испарителя будет оптимальной. В процессе испарения, переходя в газообразное состояние, рабочее тело сильно охлаждается и достигает минусовых температур, этот холод сдувается с испарителя вентилятором салона. Затем, пройдя через испаритель, холодный фреон попадает в компрессор, и цикл начинается заново.
Та часть системы, которая идет от компрессора до ТРВ — это напорная магистраль. Трубки там тонкие и горячие во время работы кондиционера. От испарителя до компрессора идет обратная магистраль, ее трубки, как правило, толще и холодные на ощупь. Во время работы давление в напорной магистрали составляет до 15 атмосфер. В обратной — 1-2 атмосферы. В состояние покоя оно уравновешивается и составляет 5 атмосфер и там, и там.
Надеюсь, что вы внимательно прочли этот материал, и устройство кондиционера стало намного понятнее для вас.