Далеко не все автомобилисты задумываются о том, что правильная установка зажигания их автомобилей существенно влияет не только на динамические свойства, но и на срок службы двигателя. В этой статье мы поговорим об установке зажигания на классической модели «Жигулей», а именно на автомобиле ВАЗ-2106 (хотя данная методика легко подходит и для других моделей семейства ВАЗ). Как известно, устройство системы зажигания данного автомобиля бывает двух типов: контактное и бесконтактное. Если у вас имеется хотя бы базовое представление об устройстве системы бесконтактного зажигания бензиновых двигателей, то можно смело приступать к процедуре установки зажигания.
Итак, условно установка зажигания автомобиля состоит из трех частей: установка УЗСК (угла замкнутого состояния контактов прерывателя-распределителя), угла опережения и практическая корректировка в процессе эксплуатации автомобиля. Для регулировки УЗСК необходимо снять крышку трамблера, визуально осмотреть состояние контактов, при необходимости заменить или просто зачистить контакты. Далее необходимо провернуть коленвал в такое положение, чтобы подвижный контакт контактной группы находился на кулачке прерывателя (трамблера). Правильно выставить зажигание без этой процедуры будет тяжело, но вам необходимо будет запастись терпением.
После всего проделанного, необходимо отвинтить зажимной винт контактной группы и выставить расстояние между контактами, равное 0,4 мм. Сделать это можно при помощи специального щупа, причем он должен перемещаться между контактами с небольшим усилием, но не в свободном состоянии. Далее необходимо закрутить винт, провернуть специальным ключом коленчатый вал и заново проверить щупом зазор между контактами.
Зазор должен быть одинаковым, так как неправильно выставленный угол зажигания (другими словами зазор) неизбежно приведет к неправильной установке зажигания автомобиля. С этим все понятно, разве что стоит добавить, что коленвал можно проворачивать и без использования специального ключа. Для этой цели можно просто-напросто включить четвертую (пятую) передачу и слегка толкать автомобиль до нужного значения. Проворачивать двигатель стартером также не имеет смысла, так как при этом достаточно тяжело попасть на кулачок вала трамблера.
Далее нужно выставить угол опережения зажигания. О чем идет речь? Все дело в том, что горючая смесь в цилиндре должна воспламеняться не тогда, когда поршень подходит к верхней мертвой точке, а немного ранее. Эта величина незначительна, но правильная установка зажигания без этого практически невозможна (двигатель работать будет, но эффективность его будет немного хуже, расход топлива немного больше и т.д.). Для этого необходимо выставить коленчатый вал в соответствии с метками, которые имеются в передней части автомобильного двигателя. Разобраться в них будет несложно даже новичку, поэтому останавливаться на этом шаге не будем.
Теперь переходим к практическим испытаниям, то есть к результатам нашей работы по регулировке зажигания. Для этого необходимо проехать на автомобиле в различных режимах, то есть медленный набор скорости, быстрый набор скорости, езда с ускорением и т.д. Разумеется, двигатель при этом нужно прогреть до обычной рабочей температуры и он не должен иметь каких-либо неисправностей с топливной системой. В противном случае, вы не сможете точно узнать о правильности выставления зажигания. Итак, если вы чувствуете, что установка зажигания не дала результатов, то нужно немного провернуть трамблер. Поворачивать нужно против часовой стрелки или наоборот, в зависимости от конкретной ситуации. Самое главное — не стоит существенно проворачивать трамблер. Так как вы собьете все настройки, и вам заново придется проделывать описанные выше процедуры!