Процесс обучения у людей может продолжаться даже во сне. Как выяснили израильские нейрофизиологи из Института наук Вайцмана, для запоминания информации человек не обязательно должен бодрствовать. Механизмы усвоения новых сведений сохраняют работоспособность, даже когда мозг и тело отдыхают.
Экспериментальный подход
Такой вывод был сделан на основе результатов специального исследования. Нейрофизиологи пригласили для эксперимента 28 человек, не имевших никаких проблем со сном. Для отсева применялись специальные раздражители. Если участник реагировал на шумы или ароматизированные палочки в процессе сна и просыпался, его исключали из исследования.
Остальные проходили на следующий этап, участвуя в эксперименте с энцефалографом для более глубокого анализа функций мозга.
Анализ мозговой деятельности
Ученые обнаружили, что даже в состоянии крепкого сна работа мозга не останавливалась. Он реагировал на информацию, которая поступала извне в процессе сна. В частности, улавливал запахи. Также на фоне проигрывались определенные звуковые сигналы. В дальнейшем участники вспоминали ощущения от приятных и неприятных запахов именно в связке со звуками.
По словам специалистов, они смогли получить убедительные доказательства того, что человек может воспринимать и запоминать информацию в фазе медленного сна. Это значит, что ночной отдых не мешает усвоению в том числе учебных материалов. Мозг продолжает выполнять часть когнитивных функций, прежде всего связанных с процессами запоминания.
В то же время пока еще ясны только общие принципы работы мозга и памяти во сне. Предполагается, что дополнительные исследования позволят определить пределы возможностей обучения во сне. В будущем не исключено применение результатов подобных исследований в разработке новых и более эффективных методик обучения.