Ученые из Стэнфорда используют виртуальную реальность для спасения мира

Научными страшилками типа «остановим глобальное потепление по 2 по Цельсию» или «выбросы парниковых газов растут» уже никого не удивить. Но последствия этих явлений могут ужаснуть даже самого искушенного человека. По разным оценкам, где-то 100 миллионов человек расстанутся с жизнью из-за глобального потепления за следующие 11 лет. А по самым жестким прогнозам, около 75% всех людей на планете могут умереть к 2100 году из-за волн тепла, которые все чаще накрывают Землю.

Суть исследования

Ученые из Стэнфордского университета обратились к опыту виртуальной реальности, чтобы превратить абстрактные и ничего не значащие цифры в почти осязаемые картины, которые могут затронуть сердце каждого человека. И исследования подтверждают: это мощный и действенный способ обратить внимание сильных мира сего на проблему глобального потепления и заставить людей действовать до того, как станет слишком поздно.

Исследователи использовали несколько разных инструментов виртуальной реальности, чтобы провести 4 симуляции возможного будущего. Получившиеся ролики показали 270 школьникам старших классов и студентам на кинофестивале Трайбека в 2016 году.

Виртуальная среда одного типа показывает, что произойдет, если океаны поглотят слишком много углекислого газа и их кислотность повысится. В этой среде можно быть дайвером или кусочком коралла, мирно проживающим в теплом море.

Если вы стали кораллом на дне морском…

Ученые из Стэнфорда используют виртуальную реальность для спасения мира

А дальше начнется самое ужасное: в течение долгого времени вы увидите, как вы и ваши друзья и соседи обесцветятся, большинство из них умрет. При этом закадровый голос будет комментировать происходящее: «Посмотрите на свою правую веточку. Обратите внимание, как кислотность океана разъела раковину морской улитки. А теперь оглядитесь вокруг и посмотрите: нет ли где улиток? Не удивляйтесь, что не видите их, они все вымерли. Повышенная кислотность воды не позволяет выживать видам с твердой оболочкой: устрицы, другие моллюски, кораллы и некоторые виды планктона. Наверняка вы заметили, что и весь океан опустел. Это потому, что из-за вымирания моллюсков и планктона обрушилась вся пищевая цепь».

Результаты экспериментов на студентах

Ученые из Стэнфорда используют виртуальную реальность для спасения мира

Через три недели всех участников протестировали на знание о повышении кислотности океана. Результат ошеломил: ведь почти 100% испытуемых ответили на все вопросы теста. И чем дольше каждый студент или школьник провел в симуляции, тем больше информации они запомнили.

Так что команда исследователей сосредоточились на тех элементах виртуальной реальности, которые могут заставить человека задуматься о будущем планеты уже сейчас и побудить его действовать немедленно. В маркетинге это наиболее важный шаг, чтобы донести послание до всех заинтересованных. Так что если климатологи с помощью виртуальной реальности смогут убедить ключевых людей сократить выбросы углекислых газов, то это может спасти планету.

Неожиданное открытие

Ученые из Стэнфорда используют виртуальную реальность для спасения мира

Уже много раз люди говорили о том, что элементы виртуальной реальности можно было бы использовать в процессе обучения. Это исследование подтверждает, что часы в компьютерном зале с очками виртуальной реальности можно смело ставить в расписание занятий любой школы. Детям наверняка понравятся эти уроки, и учиться они будут намного эффективней. И это открытие стало неожиданным дополнением к исследованиям климата.

В двух исследованиях из четырех проведенных выяснилась еще одна любопытная деталь. То, сколько человек запомнил из посещения виртуальной реальности, зависит от того, сколько и как он двигался в процессе погружения. Авторы исследования считают, что именно этот эффект и заставляет людей так хорошо понимать важность послания, в данном случае это необходимость остановить глобальное потепление.

Это исследование коррелирует с выводами, которые сделала группа ученых из Института Макса Планка в Германии. Они получили за это Нобелевскую премию: знания, которые хранит наша память, организованы пространственно и связаны с навигационной системой нашего мозга.

Значение открытия

Ученые из Стэнфорда используют виртуальную реальность для спасения мира

Участники исследования отмечают, что этот опыт очень им понравился и вполне может быть универсальным относительно тем. Они подтверждают, что на самом деле чувствовали себя кораллом под водой. Также многие из них отметили, что быть участником подводной жизни – потрясающий опыт, который помогает лучше понять последствия увеличения кислотности океана.

Организаторы фестиваля также отметили повышенный интерес к отделу виртуальной реальности. Десятки кабин для погружения в океан работали с раннего утра и до поздней ночи, и они были востребованы все время. До 100 взрослых ожидали своей очереди войти туда и почувствовать себя кораллом на дне океана. Люди ждали по 2 часа, чтобы полежать на дне и испытать, как это, когда рушится (или уже разрушился) мир вокруг.

Не только обычные люди

Ученые из Стэнфорда используют виртуальную реальность для спасения мира

В процессе эксперимента команда продемонстрировала виртуальную реальность и важным персонам. Среди них были сенатор Шелдон Вайтхаус, конгрессмен Сюзанна Бонамичи и бывший сенатор Бланш Линкольн. Это событие было организовано некоммерческой группой «Охрана океана» даже в одном из зданий Конгресса. Они заявили, что виртуальная симуляция в деталях показывает, какой вред может нанести поглощение океаном большого количества углекислого газа.

Что изменилось?

Ученые из Стэнфорда используют виртуальную реальность для спасения мира

Исследователи были весьма польщены тем, что к ним в лабораторию пришел сенатор Вайтхаус. Ведь он сторонник того, что климатические угрозы переоценены, и не скрывает, что голосовал против всех климатических соглашений. Сенатор прошел около десятка симуляций, причем сотрудники лаборатории отмечают, что он не просто просмотрел их, а вовлекался в процесс с полной отдачей.

Изменило ли это мнение сенатора? Когда ученые спросили его об этом, он сказал, что то, что он видит, скорее всего, изменит мнение демократа, но этот опыт не универсален. Он также сказал, что существует такой термин, как «наука для демократов». Когда ученые выяснили, что именно подразумевается под этими словами, они расстроились. Ведь многие усилия были приложены, чтобы эксперимент стал возможен. Кроме того, эксперты в области много раз проверяли расчеты прежде, чем была создана виртуальная среда. А термин «наука для демократов» означает, что океанологи – второсортные ученые.

Также конгрессмен посоветовал исследователям внести некоторые изменения, например, показать экономическую сторону вопроса. Потому что люди, которые добывают газ и нефть, не хотят терять доход только потому, что кораллы обесцвечиваются.

Диалог сенатора и ученых разочаровал людей науки, потому что от такого деятельного человека, как сенатор Шелдон Вайтхаус, они ожидали чего-то большего, чем рассуждений о политике и экономике, а также навешивания на океанологию термина «науки для демократов».

Но ученые не унывают, и сейчас они пытаются достучаться до властей Республики Палау, ведь это островное государство в первую очередь почувствует негативные последствия изменения климата.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.