Многие родители знают, как тяжело воспитывать ребенка в современном мире. Множество техники, гаджетов и игр накладывают большой отпечаток на развитие малышей и подростков. Очень редко в парке можно встретить школьников, с настоящими книгами в руках или рисующими классики на асфальте. Многие считают это пережитками далекого прошлого. А так ли далеко это прошлое и что забирает настоящее у современных детей?
- Что такое воспитание и обучение?
- Типы взаимодействия обучения и воспитания
- Механизм формирования единства обучения и воспитания
- Педагогическое воздействия на ребенка
- Стадии процессов
- Психологические основы воспитания и обучения
- Проблемы современного воспитания и обучения
- Программа воспитания и обучения в детском саду
- Как общаться с ребенком
- Революции в области обучения
- Выводы
Что такое воспитание и обучение?
Нужно отметить, что воспитание — это целый комплекс мероприятий, направленных на формирование личности. Великий ученый Павлов считал, что воспитание — это способ и возможность сохранения исторической памяти популяции.
В свою очередь обучение — это процесс формирования новых навыков, знаний и умений, а также развитие творческих способностей. Нужно отметить, что прослеживается четкая взаимосвязь воспитания и обучения. Ведь эти процессы всегда идут «рука об руку». Нельзя чему-то стараться научить ребенка, у которого не заложен процесс обучения и усидчивость с детства. Задачи обучения должны совпадать с целями и возможностями.
Типы взаимодействия обучения и воспитания
1. Непрерывная связь. Этот тип характеризуется постоянным непрерывным процессом воспитания во время образования и наоборот. В свою очередь процессы становятся единым целым и ребенок не воспринимает их как нечто разобщенное.
2. Параллельная взаимосвязь воспитания и обучения. Так осуществляются все процессы трансформации и преобразования детской энергии после школьных занятий: кружки, факультативы. Таким образом происходит обучение параллельно воспитанию.
3. Воспитание ребенка может осуществляться и вне образовательного процесса, однако оно всегда должно придерживаться определенной строгой концепции обучения. Это могут быть семейные вечера или чаепития, где вы изучаете этикет или основы экологии. Многие семьи ходят в походы или устраивают пикники, что бы научить детей правильному поведению в лесу, возле водоема или в парке. При этом в любой семье должно в первую очередь соблюдаться правило сохранения семейных ценностей и традиций.
4. Процесс воспитания может проходить и вне образования, например, в клубах или на дискотеках. Такой тип чаще всего характерен для подростков и более взрослых детей. Обычно родители боятся такого воспитательного типа, однако очень часто он играет решающую роль в становлении личности.
Механизм формирования единства обучения и воспитания
Многие считают что процесс воспитания происходит сам по себе, без особых усилий. Однако это – большое заблуждение. Ведь воспитание — это изменение уже имеющихся психологических установок, а также развитие новых. Этот процесс не может проходить быстро и без каких-либо усилий.
Основы обучения и воспитания закладываются еще в младенчестве, когда вы читаете ребенку сказки или поете колыбельные, когда вы учите его говорить, ходить и складывать игрушки. При этом ребенок обязательно должен вступать в межличностные отношения, чтобы опробовать свои навыки.
Педагогическое воздействия на ребенка
Для того чтобы ребенок принял какую-либо социальную установку, он должен обладать какими-либо знаниями о ней, она должна вызывать какие-либо эмоции и быть подкрепленной действием. Например, если вы хотите научить ребенка завязывать шнурки, сначала расскажите как и для чего это нужно сделать, затем охарактеризуйте то, что может случится, если их не завязать, и покажите как это делается.
Стадии процессов
И обучение, и воспитание детей протекает в следующих стадиях:
Таким образом получается, что без какого-либо одного звена, невозможно формирование полноценного навыка. Например, если ребенку не будет важен конечный результат, то у него не возникнет интереса, или наоборот.
Психологические основы воспитания и обучения
При формировании любых навыков у ребенка должны присутствовать следующие ступени:
Все методы и средства воспитания обязательно должны учитывать возраст ребенка. Нельзя одинаково объяснять или пытаться научить чему-то годовалого малыша и десятилетнего школьника. Также стоит принимать во внимание индивидуальные особенности психо-физического развития ребенка и коллектив, в котором он находится.
Существуют методики убеждения и стимулирования в формировании определенных навыков у детей. Однако необходимо строго и четко придерживаться их постоянно. Нельзя сегодня поощрить ребенка за то, что он сложил свои игрушки, а завтра этого не сделать или, наоборот, поругать его за это. Также можно воспользоваться методом создания определенной деятельности в воспитании и обучении школьника или подростка.
Задачи обучения — это создание необходимых навыков, которые должны соответствовать конкретному типу личности ребенка. Невозможно не учитывая индивидуальные особенности применять педагогические приемы.
Проблемы современного воспитания и обучения
Современные программы обучения для детей настолько обширны и развиты, что их можно применять практически с рождения. Многие торопятся и начинают образовательный процесс еще до того, как ребенок научился говорить или освоил навыки ходьбы.
Методы и средства воспитания направлены на формирование личностных лидерских качеств и умений ими пользоваться. Однако за всем этим скрывается явная эмоциональная и умственная перегрузка. Многие родителе в стремлении сделать своего ребенка особенным забывают, что он еще ребенок. Зачастую у детей пропадает интерес к простым детским играм и занятиям, а также интерес к общению между собой.
Программа воспитания и обучения в детском саду
В целом программа в детском саду делится по возрастным группам. Дети младшего возраста осваивают методику формирования четкого распорядка дня. Здесь учитываются питание, сон и игровые навыки.
Дети осваивают навыки в соответствии с физическим и психическим развитием. Программа воспитания и обучения в детском саду во всех возрастных группах основывается на доверительных отношениях между детьми и воспитателем, а также на профессиональных навыках и умениях последних.
Результаты обучения детей нельзя оценивать сразу и одинаково. Ведь некоторые воспринимают информацию по особенному и могут креативно применять свои навыки в жизни. Многие ученые считают, что устойчивая связь определенного навыка возникает спустя 21 день ежедневного повторения. У детей данный принцип совершенно не работает. Некоторые схватывают и применяют новые знания с первого раза, а для других нужна мотивация и заинтересованность.
Как общаться с ребенком
Если вы хотите выстроить с ребенком определенную цепочку знаний, которые приведут к формированию какого-либо навыка, то вам необходимо сначала выстроить доверительные отношения. Порядок общения с ребенком всегда начинается с личностного контакта. Если вы видите, что ваш юный оппонент не в духе или не настроен на какую-либо беседу, то лучше этот момент отложить.
Все дело в том, что вы, стремясь создать положительный навык, можете сформировать отрицательный. Это очень часто прослеживается с подростками. Он, как бы делают наоборот. Хотя на самом деле виноват «педагог».
Порядок общения с ребенком в любом возрасте не должен быть навязчивым и явно поучающим. Например, если вы хотите научить ребенка бережно относится к природе, для этого не обязательно усаживать его перед собой со словами: «И так, сегодня мы поговорим о…». Такие моменты отпечатываются в памяти крайне негативно.
Результат обучения не всегда может быть ожидаемым. Если вы неправильно выбрали мотивацию или разъяснили возможный исход, то и навык может сформироваться совершенно неожиданный.
Очень часто в общении с ребенком взрослые придерживаются осторожности, обходят некоторые моменты стороной. Дети зачастую воспринимают это как недоверие и не могут полностью открыться.
Революции в области обучения
Издавна считается, что дети учатся в школе. А так ли это на самом деле? Непрерывная взаимосвязь воспитания и обучения привела к тому, что родители-учителя стали лучше, чем профессиональные педагоги. Они легче входят в личностный контакт и правильнее учитывают психологические особенности ребенка. Фактор индивидуального подхода в этом случае также решает многое. Ведь учитель в классе не может уделить много времени каждому школьнику.
В настоящее время происходит замена устного слова на письменное. Многим детям гораздо проще изъяснятся на бумаге, а также воспринимать письменную речь, нежели устную.
Третья революция — введение печатного слова. Она же сменилась четвертой — полной автоматизацией. В настоящее время тяжело представить школьника без компьютера, телефона или планшета. Печатные книжные издания стали редкостью, а контрольные работы пишутся на компьютерах.
Выводы
Любые методы обучения и воспитания нельзя расценивать как хорошие или плохие. В настоящее время существует множество методик воспитания и обучения, каждая из которых в отдельном случае может быть самой хорошей, а в другом самой плохой.
Тесная взаимосвязь воспитания и обучения приводит к формированию базовых навыков уже с рождения, которые в последствии должны подкрепляться и развиваться в детском саду, школе и вузе.
Методы воспитания не стоит путать с методами воздействия. Ведь при воспитании мы путем формирования определенного навыка хотим получить конечный результат — определенное личностное качество. Путем воздействия на ребенка мы стремимся получить мгновенный результат: остановись, не делай этого, и т. д.
В настоящее время многие родители придерживаются направления ограничения запретов в воспитании детей. Такая методика может иметь место только в том случае, если есть четкие рамки и границы, в которых вы ее применяете. Осознание запретов должно присутствовать в любом случае.