Автомобильные свечи зажигания является частью системы зажигания, которая бывает контактной (распространена на старых автомобилях) и электронной. Помимо свечей, обеспечивающих искру, благодаря которой движется поршень бензинового двигателя, система зажигания (контактная) состоит из аккумулятора, электрических проводов различного напряжения, генератора, катушки зажигания, прерывателя, распределителя, конденсатора и замка зажигания.
Свечи зажигания играют важную роль в работе двигателя, и малейший сбой в их функционировании сказывается на мощности, мотор начинает «троить» (если из четырех цилиндров работают только три), расход топлива увеличивается, в некоторых случаях возникает вероятность детонации двигателя. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, замена свечей зажигания должна производиться после пробега приблизительно в 30 тысяч километров или по мере необходимости.
Большинство моделей машин, встречающихся на российском рынке, позволяют произвести замену свечей самостоятельно. Для этого в большинстве автомобилей нужно открыть двигатель, снять воздушный фильтр, отсоединить с помощью ключа зажигание. Используя специальный свечной ключ, нужно открутить все свечи и подвергнуть их осмотру.
Хороший экземпляр видно сразу – он отличается отсутствием нагара, ровным, чаще всего коричневым цветом на «юбке» изолятора. Наличие нагара на деталях не означает, что замена свечей зажигания будет необходима стопроцентно. В некоторых случаях это указывает на то, что двигатель работает на богатых смесях, а вот маслянистое черное покрытие подразумевает, что деталь лучше поменять. Замена свечей зажигания необходима, если на них обнаружены следы алюминиевого оплавления или электроды повреждены или изогнуты.
Для полной уверенности в качестве работы свечи ее нужно проверить на специальном тестере, стенде, оборудованном барометрической камерой или пьезопистолете на предмет корректного искрообразования и подкорректировать, при необходимости, зазор между дополнительным и основным электродом в соответствии с заводскими рекомендациями. Оптимальным считается зазор около 1,5 мм, и к этой величине можно прийти как путем сужения зазора (осторожным постукиванием по боковому электроду), так и его расширением через не менее осторожное отгибание.
После корректировки работы старого или подбора нового комплекта, свечи ввинчиваются на место, к ним подсоединяется зажигание, обратно устанавливается фильтр, двигатель закрывается и проверяется. В рядовом автомобиле эту операцию можно сделать самостоятельно где-то за 15 минут. Мастера автосервиса сделают это, конечно, быстрее, и при этом почти всегда оказывается такая услуга, как выбор свечей зажигания. Здесь все зависит от клиента.
Замена свечей зажигания должна производиться на основании характеристик, указанных в техническом паспорте машины. При их смене устанавливаются или точно такие же, как указаны в заводских документах, или же допускается замена этих деталей на экземпляры других производителей, имеющие требуемые характеристики. Если автолюбитель желает, чтобы свечи зажигания служили подольше, то он может выбрать варианты с боковым электродом, имеющим платиновые вставки, или модели с несколькими боковыми электродами (если таковые имеются).
Важными характеристиками свечи при ее выборе являются следующие: длина и диаметр резьбы, а также калильное число. Если она будет короткая, на резьбе головки осядут продукты сгорания, и нормальную свечу будет очень трудно впоследствии установить. А если длинная, то те же самые элементы осядут на свече, что приведет к необходимости переборки двигателя. Свечу несоответствующего диаметра будет непросто (невозможно) вкрутить, а неправильное калильное число будет приводить к нагару, досрочному износу свечей, отказам работы двигателя.