Виды и функции рынка

Потребительский рынок сегодня становится неотъемлемой частью нашей жизни, ведь чтобы жить и процветать, человеку на сегодняшний день необходим не только ряд жизненно необходимых товаров и продуктов, но и их выбор. Функции рынка труда направлены на улучшение качества обслуживания и повышение жизненного уровня потребителя. Чтобы рынок функционировал нормально, необходимо соблюдение трёх условий: наличие частной собственности, конкуренции и свободных цен.

Основные функции рынка:

1.     Регулирующая. Регулятором производства здесь выступает рынок посредством спроса и предложения. Таким образом, он устанавливает нужные пропорции в экономике.

2.     Стимулирующая. Здесь рынок стимулирует внедрение на предприятие научно-технического прогресса, расширение товарного ассортимента и снижение затрат на производство.

  • Информационная. Обеспечивает объективной информацией о качестве, количестве и ассортименте товаров и услуг, которыми располагает рынок.
  • Посредническая. Потребителю даётся право выбирать оптимального поставщика продукции.
  • Санирующая. В условиях рынка выживают только сильные жизнеспособные хозяйственные единицы.
  • Социальная. Участники рынка дифференцируются в зависимости от доходов.
  • Структура, виды и функции рынка:

    1.   Виды рынка:

    • рынок товаров и услуг
    • рынок труда
    • рынок капиталов
    • рынок информации
    • финансовый рынок

    2.   Механизмы рынка:

    • рынок свободной конкуренции
    • регулируемый рынок
    • монополизированный рынок

    3.    Степень насыщенности рынка:

    • дефицитный
    • равновесный
    • избыточный 

    5.    Законодательная база:

    • легальный рынок
    • «чёрный» рынок

    Рынок ценных бумаг можно рассматривать как независимый сектор финансового рынка, именно он является источником привлечения капитала в рыночную экономику. Функции рынка ценных бумаг условно делятся на две группы: общие рыночные функции и специфические, которые значительно отличают его от прочих рынков.

    Общие функции рынка:

  • Коммерческая. Отвечает за получение прибыли от проведения операций на данном рынке.
  • Ценовая. Отвечает за постоянное движение цен, которые обеспечивает рынок.
  • Информационная. Доводит до всех участников информацию об объектах торговли.
  • Регулирующая. Создаёт правила торговли, порядок разрешения споров, устанавливает приоритеты.
  • Специфические функции рынка:

    1.  Перераспределительная.

    Отвечает за:

    • перераспределение средств между сферами и отраслями деятельности.
    • перевод сбережений потребителей в производительную форму.
    • финансирование госбюджета без выпуска в обращение новых денежных средств.

    2. Функция страхования финансовых и ценовых рисков.  

    Рыночная экономика – это система, базирующаяся на свободе выбора, частной собственности и конкуренции. Прежде всего, она гарантирует свободу потребителю, поскольку предоставляет ему свободу выбора на рынке продовольственных и прочих товаров и услуг. Главной движущей силой рыночной экономики и главным мотивом выступает личный интерес, только для покупателей он представляет собой максимум пользы, а для производителей — максимум прибыли. Основой здоровой конкуренции является полная свобода выбора.

    Здоровая конкуренция  предполагает:

    • Однородность услуг и товаров;
    • Большое количество покупателей и продавцов;
    • Отсутствие ценовой дискриминации;
    • Полную информацию о ценах;
    • Абсолютную мобильность всех ресурсов.  

    Частная собственность является гарантией невмешательства третьих лиц в добровольно заключённые контракты, она же и составляет базовую основу рыночной экономики. Между тем классическая рыночная экономика представляет собой метод, обусловленный государственным вмешательством в экономику. Правительство здесь выступает как организатор, определяющий правила игры на рынке и тщательно следящий за выполнением этих правил.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.