В Ленинграде строили станции метро с дверьми на платформе: зачем они нужны

У человека, привыкшего к простору и роскоши интерьеров станций московского метрополитена, вид станций без привычных посадочных платформ в питерском метро вызывает недоумение. Диссонанс между архитектурными решениями надземной и подземной части города озадачивает.

Поверить, что таким образом в Советском Союзе решили экономить на строительстве метро в колыбели Революции в период развитого социализма? Да такого просто не могло быть!

В Ленинграде строили станции метро с дверьми на платформе: зачем они нужны

Причина строительства станций «горизонтальный лифт» (таково еще одно название этих станций), как оказалось, достаточно веская.

Гидрогеологические условия

В Ленинграде строили станции метро с дверьми на платформе: зачем они нужны

Основной причиной выбора такого конструктивного решения стали гидрогеологические условия Ленинграда и плотность застройки наземной части города.

В Ленинграде строили станции метро с дверьми на платформе: зачем они нужны

Толща осадочных пород с плывунами и напорными водоносными пластами потребовала большой глубины заложения станций. Средняя глубина питерского метро – 60м. Все станции закрытого типа – глубинного заложения.

В Ленинграде строили станции метро с дверьми на платформе: зачем они нужны

Технологии прокладки тоннелей

Конструкция станций принципиально отличалась от сооружавшихся ранее и была новаторской для своего времени. Строительство таких станций ускоряло прокладку тоннелей, что было немаловажным обстоятельством. Ведь при строительстве метрополитена на отдельных участках приходилось применять технологию замораживания водонасыщенных пород.

На некоторых менее пористых участках применяли технологию повышения давления внутри тоннеля во избежание просачивания грунтовых вод. Метростроевцам перед началом работы отводилось специальное время на адаптацию организма к повышенному давлению.

В Ленинграде строили станции метро с дверьми на платформе: зачем они нужны

Даже с применением таких технологий строительства прорыва плывуна и затопления тоннеля избежать не удалось. Для ликвидации аварии жидкий азот в Ленинград отгружали со всего Советского Союза.

Конструкция станции

Всего в семидесятые годы построили десять станций по такому проекту: четыре на Московско-Петроградской и шесть на Невско-Василеостровской линии.

Привычных посадочных пассажирских платформ на этих станциях нет. Последние построены в виде одного центрального зала. В боковых стенках через промежутки, соответствующие расстояниям между дверьми поездов, – ряд ниш с посадочными автоматическими дверьми. Посадочные двери станции открываются после полной остановки поезда. Двери вагонов раздвигаются на секунду позже станционных. При отправлении поезда сначала закрываются станционные, а через секунду – вагонные двери.

В Ленинграде строили станции метро с дверьми на платформе: зачем они нужны

Такое конструктивное решение требует остановки поезда в строго определенном месте и синхронизации управления дверьми. В перегонном тоннеле установлен специальный знак, совмещение дверей контролируется фотоэлементами.

Синхронизация времени и очередности открытия и закрытия дверей вагонов и станции автоматизирована. Станционные двери можно открыть ключом в случае необходимости или с пульта машиниста поезда.

Впоследствии была разработана более совершенная и простая в обслуживании односводчатая станция, в результате чего строительство «горизонтальных лифтов» прекратили.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.