Травля, трудности в учебе и проблемы в семье: школьные конфликты разбирает психолог

Начался учебный год, дети вернулись в школу. Праздник 1 сентября прошел очень быстро и началась обычная школьная жизнь, которая часто беспокоит и настораживает самих учеников, их родителей и учителей. Многие не понаслышке знают о травле детей в школах, иногда родители уверены, что учитель несправедлив к ребенку, а порой целый класс становится неуправляемым из-за ошибки одного педагога.

В этом материале мы расскажем о школьных конфликтах, узнаем мнение о них родителей и учителей. Их точку зрения прокомментирует и даст советы психолог Екатерина Пастухова.

Травля, трудности в учебе и проблемы в семье: школьные конфликты разбирает психолог

«Моему сыну занижают оценки!»

Учитель русского языка Анна М. рассказала, что в ее классе один мальчик перестал заниматься русским языком, хотя прежде он прекрасно успевал, получал четверки и пятерки. Это хороший ученик, воспитанный, но у него пропал интерес к предмету. Во время экзамена его ответ оценивался между двойкой и тройкой. Это был школьный экзамен, не влияющий на итоговые оценки.

Травля, трудности в учебе и проблемы в семье: школьные конфликты разбирает психолог

Учитель дала дополнительное задание, и снова оно было выполнено на слабую троечку. Через час-полтора в школу пришел его возмущенный папа, который сказал, что мальчик знает предмет на пять. Он требовал исправить оценку. Даже тетрадь сына с многочисленными ошибками не убедила его. Учителя поддержала завуч, и оценка осталась без изменений.

Это не единичный случай: родители часто отказываются верить, что плохая оценка объективна, и они обвиняют учителя в предвзятости.

Мнение психолога

Екатерина Пастухова считает, что когда у ребенка неожиданно портятся оценки, это означает, что он по каким-то причинам потерял интерес к предмету. Успеваемость снижается, в том случае, когда пропадает ценность, которая влечет за собой мотивацию.

В описанной ситуации изменение в успеваемости заметил учитель, но не родители. Почему это произошло? Педагог ждала, что мальчик вернется к прежнему ритму работы и у него возобновится былой интерес к предмету. Этого не произошло. Учительница стремилась оценить ученика справедливо, давая ему дополнительные задания, позволяя исправить положение. Совершенно очевидно, что педагогу были непонятны причины изменения отношения ученика к ее предмету.

Как исправить ситуацию?

Екатерина считает, что она видит выход из этой ситуации только с помощью доверительного разговора с мальчиком. Учительнице необходимо сказать ребенку, что огорчена снижением успеваемости, попросить его объяснить, почему это происходит, с его точки зрения, предложить свою помощь.

Такая беседа исключит негативные изменения в отношениях между учеником и педагогом. Появится возможность дальше искать причину охлаждения к предмету. Мальчик должен понять, что проблему, которую он не способен решить самостоятельно, можно разделить со взрослым и авторитетным человеком.

Теперь о позиции отрицания родителей: «Мой сын знает русский на 5». Педагог должен представить объективные данные ему, доказывающие, что его утверждение несправедливо.

Учитель обижает ребенка

Мама ученицы Дарья К. рассказала, что ее семья не слишком активно участвовала во внеклассной жизни. Они не принимали участия в подготовке к походам, не занимали места в первых рядах при организации школьных постановок. В семье воспитывается трое детей, оба родителя работают.

Мама заметила, что поведение взрослых отражается на отношении классного руководителя к ее дочери. Она не комментировала ситуацию, но девочка сама стала это замечать: стала говорить, что учительница ее не любит, резко отвечает на вопросы, в то время как с другими детьми общается более мягко. Дочь пытается разобраться в этой ситуации, понять отчего это происходит.

Травля, трудности в учебе и проблемы в семье: школьные конфликты разбирает психолог

Дарья объяснила ей, что если даже ситуация действительно такова, то в школу она ходит для того, чтобы учиться. Для себя мама решила, что если ситуация будет ухудшаться, она постарается поговорить с педагогом. Подобную предвзятость со стороны учителя отмечают и другие родители. К примеру, две семьи из класса поехали вместе на море и написали почти одинаковые сообщения учительнице, что не смогут присутствовать на линейке 1 сентября.

Классный руководитель одной семье пожелала хорошего отдыха, а вторую отругала за пропуск занятий.

Как поступить в этом случае?

Екатерина Пастухова уверена, что в этой ситуации необходимо налаживать диалог с учителем. Не замалчивайте и не держите в себе обиду, а систематически, четко и содержательно давайте понять, что отношение учителя к ребенку несправедливо. У преподавателей государственных школ есть неконструктивные поведенческие модели и определенные страхи, вызванные невозможностью действовать в соответствии со своими принципами, не нарушая требований руководства. По этой причине появляются любимчики, с которыми просто, и они всегда действуют на взаимовыгодных условиях.

Самая сильная ваша сторона — чувство справедливости. Вы являетесь отражением силы для своего ребенка. Всегда в его присутствии отстаивайте его интересы. Учителя не любят неудобных вопросов, особенно заданных публично. Не бойтесь задавать их, когда вам что-то непонятно. Например, почему так разнятся ответы двум семьям, с чем это связано?

Если вы видите, что дочери занижают оценки, попросите педагога дать необходимые рекомендации. Если учитель не идет на контакт с вами, задавайте свои вопросы в присутствии других людей, к примеру, на родительском собрании. Если и это не дает результата, обратитесь к директору школы. Не стоит ждать, когда «станет совсем плохо». Это может нанести ребенку травму и закрепить некорректную модель взаимодействия с учителем.

Ученика травят, а другие родители все видят и молчат

Классный руководитель Наталья К. рассказала о мальчике чеченце в ее классе, очень умном и прилежном ученике, которого постоянно обижали другие дети. Ребенок себя очень неуверенно чувствовал, он хотел сблизиться с одноклассниками.

Травля, трудности в учебе и проблемы в семье: школьные конфликты разбирает психолог

Перед началом учебного года он играл с ребятами из своего класса в футбол. Неожиданно на поле произошла потасовка. Кто-то его толкнул, он упал и получил тяжелейшую травму. Когда учительница стала приглашать на собрание родителей по этому поводу, они под разными предлогами отказывались приходить. Никто не хотел обсуждать неприглядное поведение детей. Обвиняли классного руководителя в том, что она раздувает проблему.

Педагог привлекла к работе школьного психолога. Удивительно, что почти все родители этого класса хотели, чтобы этого ребенка перевели в другую школу. Мальчику тоже было тяжело учиться в психологически плане, но его родители не хотели переводить его из элитного учебного заведения.

Есть ли выход из этого положения?

Екатерина Пастухова, говорит, что, к сожалению, это самая распространенная проблема для элитных школ: в закрытом сообществе тем, кто отличается по статусу нет места. К сожалению, она актуальна и в XXI веке. За такие ситуации несет ответственность администрация учебного заведения, она обязана проводить работу с родителями учеников.

Травля, трудности в учебе и проблемы в семье: школьные конфликты разбирает психолог

Любой буллинг необходимо пресекать на корню как учителю, так и администрации. Родителям важно заранее знать, что может ожидать их ребенка в школе, тогда они будут осознанно делать свой выбор.

Когда необходимо перевести ребенка в другую школу?

Это необходимо сделать, если:

  • конфликт угрожает здоровью, безопасности и жизни и ребенка;
  • перепробованы все методы по разрешению конфликта и результата не удалось добиться;
  • ваш сын/дочь замкнулся и не хочет говорить о школе.

Эти признаки говорят о том, что ребенок попал в тупик, он напуган. Родителям следует серьезно относиться к этому и незамедлительно реагировать.

Травля, трудности в учебе и проблемы в семье: школьные конфликты разбирает психолог

Класс стал неуправляемым

Мама ученика 6-го класса Елена Г, рассказала, что в начале нового учебного года у них появился новый классный руководитель, учительница французского языка, которая вначале показалась милой и приятной женщиной.

Вскоре в классе между детьми начались конфликты. Пытаясь их разрешить, преподаватель вела с учениками длительные беседы. Выяснилось, что она наедине унижала и запугивала детей. Она требовала от них не рассказывать об этих разговорах родителям. В классе ухудшалась дисциплина, дети становились неуправляемыми, ситуация усугублялась переходным возрастом.

Травля, трудности в учебе и проблемы в семье: школьные конфликты разбирает психолог

Ученики не чувствовали авторитета учителя. Чем чаще педагог им угрожала, тем откровеннее дети смеялись над ней. Очень скоро класс получил репутацию «самого неуправляемого» в школе. Детей превратили в изгоев, которым запрещали посещать школьную дискотеку, не давали роли в школьных спектаклях.

Родители обращались к директору с просьбой поменять классного руководителя, но он не видел такой необходимости: педагог с 20-летним стажем, которого некем заменить. Учительница ушла из школы сама, но после 9-го класса. На следующий году класс взяла другая классная руководительница. Все изменилось, как по волшебству — и оценки, и поведение, и отношение к детям.

Может ли преподаватель инициировать травлю?

Екатерина Пастухова не скрывает, что такие случаи известны. В этой ситуации важна сплоченность детей. Дирекция школы в любом случае уязвима перед процессуальными аспектами. Коллективные заявления от родителей, просьбы и жалобы, создание комиссии по урегулированию споров — все это способно переломить ситуацию.

Если родители не находят отклика в администрации учебного заведения, то им помогут разобраться с проблемой в департаменте образования. Прислушивайтесь к детям, относитесь внимательно к сказанному ими и следите за изменениями в эмоциональном фоне школы и класса.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.