Трансмиссионные масла – специальный класс машинных масел, предназначенный для использования в разных узлах трения трансмиссий транспортных средств, а также в разнообразных редукторах. Моторные и трансмиссионные масла производятся на минеральной либо синтетической основе, а затем легируются при помощи разнообразных присадок, но требования к трансмиссионным выше, так как они работают при гораздо больших нагрузках и скоростях скольжения трущихся поверхностей. Одним из самых важных показателей таких масел является способность создавать защитную пленку на поверхности узлов трения, чтобы предотвратить механический контакт между ними. В гипоидных передачах применяются масла, которые, вступая в химическую реакцию с поверхностями деталей, предотвращают их скипание, обладают противозадирными свойствами. В процессе эксплуатации трансмиссионные масла окисляются и загрязняются, поэтому их необходимо периодически менять. Хорошим при этом считается масло с низкой склонностью к окислению. Так как разные производители используют разные присадки, смешивать их продукцию нельзя. При замене узел трансмиссии необходимо тщательно промыть, по возможности тем же свежим маслом.
Классифицируют трансмиссионные масла либо по вязкости, либо по эксплуатационным свойствам. Так по SAE (Ассоциация автомобильных инженеров) их делят на девять классов — пять летних и четыре зимних (с индексом W). Для каждого класса указывается индекс вязкости. SAE 70W или SAE 250, например. Для всесезонных масел указывается двойной индекс (SAE 80W-90 и т.п.).
API (Американский институт нефтепродуктов) делит масла на 6 классов в зависимости от эксплуатационных свойств — GL-1…GL-6. Эти классы аналогичны применяемым в советском ГОСТе 17479.2-85 ТМ1…ТМ6. Пятая и шестая группы применяются для гипоидных передач и обладают самыми высокими смазывающими и противозадирными показателями.
Выбирая трансмиссионные масла, следует ориентироваться в первую очередь на условия их работы. Если класс будет ниже, чем нужно, механизм просто выйдет из строя, а более высокий класс масла имеет более высокую стоимость, что приведет к перерасходу средств. Также важно учитывать, при каких температурах будет работать трансмиссия, и исходя их этого подбирать смазку. SAE 85W, например, будет работать при температурах до -12°С, а 85W уже до -40°С. В автоматических коробках передач используется специальная маловязкая жидкость, поэтому ни моторное, ни трансмиссионное масла там не применяются.
Сегодня на рынке большая гамма производителей предлагают свои трансмиссионные масла — Лукойл, Тотал, Тексако, Рексол, Норси и многие другие. Разнообразие применяемых присадок определяет как уровень качества масел, так и их ценовой диапазон. Минеральное, обычно, стоит дешевле, но служит меньше, синтетика же в точности до наоборот. Хорошим компромиссом в таком случае будет полусинтетика, как золотая середина между первыми двумя. Также следует опасаться подделок и не приобретать масла в непроверенных магазинах. Менять коробку всегда дороже, чем взять хорошее, качественное масло, тем более что сейчас от замены до замены они выхаживают от 60 тысяч и более километров.