Занятие в детском саду считается основной формой обучения детей, на которых ребята усваивают новые знания и закрепляют полученные ранее. Воспитатель перед его проведением проводит большую предварительную работу — готовит наглядный материал, подбирает художественную литературу, загадки или пословицы, которые можно использовать для того, чтобы привлечь внимание и интерес детей. Также подбирает дидактические игры. Это очень важно, так как дети воспринимают новый материал, используя органы чувств.
Продумывает тему занятия и форму проведения, как организовать детей, чтобы все находились в поле зрения педагога, распределить каждую его часть по времени, чтобы дети не устали. Для этого используется смена видов деятельности. Даже если занятие проводится за столами, то посередине его рекомендуется провести либо физкультминутку, либо поиграть в подвижную игру.
В статье рассмотрим типы занятий в ДОУ, какие формы организации детей используются, чем завлечь детей, чтобы они с удовольствием воспринимали новые знания и при этом не считали занятия тяжелым трудом. Также объясним, с какой целью воспитатели проводят анализ своих занятий, что дает им такая форма работы. Вы узнаете, из каких частей состоят занятия, чем отличается учебный процесс в младших и старших группах детского сада.
Разновидности занятий
Типы занятий в ДОУ имеют несколько классификаций. Если рассматривать решение какой-либо дидактической задачи, то можно выделить 4 пункта. Это следующие виды:
- усвоение нового материала, когда воспитатель объясняет ребятам тему, запланированную согласно «Программе воспитания», или прорабатываются новые практические умения и навыки, например, на занятиях по лепке или по рисованию;
- закрепление ранее изученного материала — повторение стихотворения, выученных геометрических фигур или цифр, пересказ знакомой сказки, дидактическая игра «Назови правильно» и т. д.;
- занятия, на которых дети используют приобретенные знания и навыки в творческом процессе, например, придумать конец истории, сделать аппликацию по замыслу на определенную тематику, придумать задачу на сложение или вычитание, дополнить предложение и т. д.;
- комплексное — это совмещение разных видов деятельности для освоения одной задачи, например, при изучении поведения белочки воспитатель предлагает отгадать загадку про зверька, рассмотреть картинку, поиграть в игру «Что ест белка?», послушать песенку про данного животного, при этом воспитатель расскажет про повадки лесной прыгуньи, как она готовится к зиме, даст детям задание подсчитать количество припасенных белкой орехов и грибов, и в конце предложит нарисовать белку самостоятельно по образцу воспитателя.
Классификация по содержанию знаний
Еще типы занятий в ДОУ можно разделить по содержанию получаемых знаний. Это может быть классическое занятие, когда ребята изучают запланированный раздел программы. Его можно разделить на несколько этапов:
- объяснение новой темы;
- закрепление материала вопросами по теме или выполнением задания;
- подведение итогов работы.
Еще одной разновидностью организации учебного процесса в детском саду называют интегрированное занятие. Что же это за тип занятий в ДОУ? Рассмотрим это на следующем примере. Например, воспитатель поднимает тему «Море». Обсуждаются с детьми состав морской воды, транспорт, который движется по волнам, кто живет в глубинах морей, что растет в воде, чем покрыто дно, как люди отдыхают на море, какие развлечения бывают на воде и т. д.
Темы занятий в ДОУ можно выбрать как определенные, например, какое-то явление природы, праздник или герой сказки, так и обобщенные — магазин, лес, хлебзавод. В первом варианте дети получают расширенные знания про что-то конкретное, а в другом — формируется понимание целостной картины работы предприятия или магазина, жизни леса и т. д.
Составные части классического занятия
Структура занятия в ДОУ делится на 3 основные части, каждая из которых имеет свое предназначение.
Экскурсии с детьми
Особой разновидностью групповых занятий в ДОУ считаются экскурсии. Это может быть организованный поход в парк или на перекресток дороги, в магазин или на речку. Экскурсия также имеет четкую структуру проведения. Первая часть — подготовительная, которой занимается педагог самостоятельно. Выбирается место экскурсии, кто будет сопровождать группу детей, решаются организационные вопросы.
Дальше следует основная часть — поход с детьми на выбранное место. В ходе экскурсии ведется наблюдение, детям задают вопросы, обсуждается выбранная тема. Педагог использует словесные дидактические игры. Можно организовать сбор природного материала для дальнейших поделок.
После возвращения на территорию дошкольного учреждения проводится закрепление увиденного. Это может быть простая беседа, обмен впечатлениями либо отображение увиденного в рисунках, изготовление альбома с гербарием.
Коллективный просмотр
Для усовершенствования навыков ведения учебной деятельности одной из форм работы с педагогами в детском саду служат открытые занятия. Проводят их по расписанию в определенные дни. На занятие может прийти заведующая или методист, группа воспитателей из других групп.
Просматриваются обычные рабочие моменты, чтобы выявить недостатки в работе педагога. После просмотра делают анализ проведенного занятия, обсуждают методы и приемы работы с детьми, дают советы и рекомендации. Это дружеское посещение, которое помогает в работе воспитателям, особенно тем, кто только начинает свой трудовой путь.
Конкурсы в детских садах
Ежегодно планируют в дошкольных учреждениях еще одну форму проведения открытых занятий — это конкурсы между воспитателями района или города. В таком случае подготовка идет более тщательная, как детей, так и воспитателей.
Если это музыкальный конкурс, то готовится интересный танцевальный или песенный номер, если проводится физкультура, то для детей закупается одинаковая форма, придумывается оригинальный сюжет. За победу в конкурсе воспитатель получает грамоту или денежную премию.
Подготовка воспитателя к занятию
Чтобы провести интересное для детей занятие, воспитатель проводит большую подготовительную работу — подбирает наглядность (картины, фотографии, слайды или игрушки, муляжи фруктов или фигурки театра), художественную литературу (загадки, пословицы, поговорки, стихотворения или небольшие рассказы), изготавливает демонстрационный и раздаточный материал на заданную тему.
Некоторые занятия требуют предварительной подготовки, например, посадить семена и посмотреть, как пробивается сквозь почву росточек. Для занятия по изобразительной деятельности нужно разложить на столы наборы красок, кисточки, налить воду в стаканчики, нарисовать образец или схематическое изображение предмета. А сколько деталей предстоит вырезать перед проведением аппликации? Это огромный труд, который занимает много времени вечером перед занятием.
Организация детей на занятии
Занятия могут проводиться с целой группой воспитанников или подгруппами. Лучше всего рассаживать детей таким образом, чтобы их лица были повернуты в педагогу. Не должны присутствовать у детей в руках посторонние, отвлекающие предметы.
По ходу занятия необходимо вовлекать в активную деятельность большинство детей, постоянно давая им задания, задавая вопросы. Обязательно чередуйте виды деятельности, чтобы дети не уставали физически. От этого внимание рассеивается и материал будет усвоен плохо.
Самоанализ занятия в ДОУ
Это особая форма работы, нововведение, которое позволяет выявить эффективность проведенной работы. Перед занятием воспитатель на листе прописывает вопросы, которые он планирует решить на занятии, а после него сверяет, все ли удалось сделать, усвоили ли дети тему, как вели себя ребята, заинтересовано или отвлекались. Также анализируется поведение отдельных детей, выявляют пассивных или тех, с кем нужно позаниматься индивидуально.
Как видите, работа в детском саду сложная, но творческая и интересная. Именно поэтому воспитатели постоянно повышают свои знания, придумывая новые формы работы с малышами.