Современный автомобиль — сложная система механизмов. В наши дни никого не удивишь машиной, «напичканной» электроникой. Бортовой компьютер, блок предохранителей, вобравший в себя приборы для разрыва цепи при коротком замыкании, различные элементы систем безопасности, позволяющие водителю быть менее напряженным при движении автомобиля в различных условиях. Создатели этих технических шедевров работают во имя обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей.
Блок предохранителей — одно из важных устройств в системе электрооборудования автомобилей. Как известно, электрическая энергия используется для освещения, запуска двигателя, зажигания смеси в двигателе и прочего. Основными источниками являются аккумуляторная батарея и генератор. Чтобы обеспечивать работоспособность системы, автомобиль «опутан» большим количеством проводов, соединяющих источники энергии с потребителями. Стоит заметить, что там, где есть электричество, существует и повышенная опасность. Чтобы максимально исключить возможность возникновения короткого замыкания, электрическую цепь необходимо вовремя разомкнуть. Эту функцию выполняют предохранители, которые установлены в монтажном блоке, именуемом «блок предохранителей».
Любая электрическая цепь рассчитана на определенную силу тока. Это обязательно нужно учитывать при выборе предохранителей. В ту цепь, которая имеет больше мощных потребителей, необходимо устанавливать более мощные приборы. Иначе термоэлемент предохранителя не выдержит тепловой нагрузки, что может вывести из строя даже блок предохранителей.
Что произойдет, если не придерживаться вышеприведенных условий? Система электрооборудования даст сбой. Неожиданно потухшие фары в ночное время, неработающие приборы, преждевременный разряд аккумулятора — это лишь немногие проблемы, с которыми может столкнуться рядовой автолюбитель. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно следить за исправностью системы в целом. Главное — это защита от перенапряжений. О ней нужно заботиться постоянно.
В системе энергоснабжения автомобиля должно поддерживаться постоянное напряжение. Для этой цели предусмотрено специальное устройство защиты от перенапряжения. Без регулятора при больших оборотах вала ротора генератора напряжение многократно возрастает. Это может привести к перегоранию ламп и других приборов электрооборудования.
Электрооборудование и электроника автомобилей развиваются бурными темпами. Новейшие системы управления двигателем позволяют экономить топливо и достигать максимальной мощности при минимальном содержании вредных химических веществ в отработанных газах. Появляются новые и совершенствуются прежние, испытанные в различных условиях эксплуатации, системы курсовой устойчивости, стабилизации, распределения тормозных усилий. Автомобиль все больше «обрастает» датчиками безопасности, слежения, передающими сигналы «электронному мозгу» для анализа и последующей передачи данных управляющим механизмам. Все это по замыслу конструкторов делает машину безопасной для водителя и окружающих.
Здесь стоит вернуться немного назад и вспомнить о перенапряжении. Для электронных, чувствительных к перепадам напряжения систем это особенно важно! Если старенькие «Жигули» при торможении получают команду только от педали, то в автомобилях, оснащенных электронной управляющей системой, участие принимают различные датчики и механизмы. И если в случае экстренного торможения блок управления воспримет «неправильный» сигнал, он выдаст на исполнительный механизм неправильную команду. В этом случае машина может быть небезопасна. Не допускайте перенапряжения в цепи! А в случае выявления неисправностей, обращайтесь в сервисный центр.