Структура дидактической игры: сущность и роль в организации учебного процесса

Дети

Дидактические игры в детском саду являются сложной работой педагога. Это и игровой способ обучения ребенка, и форменный. Во время таких игр малыш развивается всесторонне, учится, играя, что будет для него интересно, а значит, продуктивно. В статье расскажем о видах и структуре дидактических игр с детьми младшего и старшего дошкольных возрастов. Также в публикации найдутся интересные идеи для работы с дошколятами.

Своеобразие дидактических игр

Структура дидактической игры: сущность и роль в организации учебного процесса

Дидактическая игра — это мероприятие, направленное на обучение ребенка, и закрепление в памяти уже полученных знаний. Здесь под видом игры выполняются сложные для ребенка обучающие задачи.

Во время игры от ребенка требуется максимальная умственная работа, стремление к соревнованию, знания, логика, внимательность и сообразительность. В дидактических играх очень много различных шуток, поэтому дети легко воспринимают такие занятия, они интересны.

Первые подобные игры создавались народной педагогикой. Каждый из нас помнит «Садовника», «Съедобное-несъедобное», «Фанты», «Что летает» и так далее. Эти игры и являются дидактическими.

О создании методики

Структура дидактических игр была создана немцем Фридрихом Фребелем. Именно этот человек впервые назвал детский сад детским садом! Его упражнения были простыми, довольно скучными, но именно они стали основой структуры дидактических игр с детьми.

Сегодня имеется масса интересных занятий для всестороннего развития детей. В формировании современной структуры дидактической игры можно отдать дань следующим людям: Михеева Е.М. разработала систему игр для знакомства детей с окружающим нас миром, а также занятия, помогающие развить речь; Сорокина А.И. создала систему для развития детей старшего дошкольного возраста.

Структура дидактической игры

Структура дидактической игры: сущность и роль в организации учебного процесса

Как уже говорилось ранее, игры дидактического характера — сложный педагогический процесс. Для проведения мероприятия недостаточно знать пару-тройку игр, это должна быть система, которая поможет ребенку развиваться всесторонне: сенсорное развитие, речь, логика, познание окружающего, умение общаться, работать в команде, слушать, решать задачи и выполнять их, счет, и многое другое.

В структуру дидактической игры с детьми входит пять компонентов, поговорим о каждом.

Дидактическая задача

Она должна определяться педагогом, и несет в себе обучающую деятельность. Содержание можно почерпнуть из рекомендованной для работы с дошкольниками методической литературы. Задача учебная, и может выступать в самом названии, например: «Оденем для прогулки куклу».

Игровая задача

Структура дидактической игры: сущность и роль в организации учебного процесса

Этот компонент структуры дидактической игры осуществляется непременно в игровой деятельности самими детьми. Обе задачи, и дидактическая, и игровая, связывают между собой обучение и игру. Ребенок должен проявить интерес к процессу. Так, для старших групп дошколят, существует увлекательная игра «Раскрытие тайны волшебного колпачка». Игровая задача — узнать, что находится под колпачком, а учебная — рассказать как можно подробнее о предмете, который находится под колпачком (можно положить носок, ребенок должен описать его — цвет, какой на ощупь, для чего нужен и так далее).

Игровые действия

Это главный компонент структуры дидактической игры, без которого невозможен процесс игры. Здесь должны быть заложены именно действие — прятанье предмета, нахождение его, отгадывание загадок, постановка сюжетно-ролевых игр (дочки-матери, игра в больницу и так далее), соревнования. В чем обучающая часть? Ребенка нужно именно учить играть, например: «Магазин» — педагог объясняет роль продавца и покупателя, действия сторон, учит вести разговор. В прятках рассказывается о том, как прятаться, как искать.

Правила

Структура дидактической игры: сущность и роль в организации учебного процесса

В структуру дидактической игры входят и правила, которые определяют ход занятия, направляют роль детей и их поведение, взаимоотношения. Правила — компонент дисциплинирующий, обучающий и организационный. То есть, детям необходимо объяснить, чего делать нельзя, и почему, организовать саму игру, определить ее ход. Игра не должна быть перегружена правилами, это может спровоцировать потерю интереса детей к процессу, а также хитрые уловки, которые помогут нарушить правила незаметно.

Результат

Последний компонент структуры дидактической игры, но он же и суть самого мероприятия. То есть, результатом должно стать усвоение полученных знаний, а не получение ребенком вознаграждения любым путем!

Вывод один: дидактическая игра должна быть структурной, ведь неимение в процессе хоть одного из компонентов, ведет к разрыву всей цепи. То есть, все составляющие должны быть взаимосвязаны, только таким образом можно добиться не только игрового, но и обучающего результата.

Организация игры

Структура дидактической игры: сущность и роль в организации учебного процесса

Зная структуру дидактической игры, можно организовать ее процесс. Соблюдая все пункты, педагог добьется максимального обучающего результата, а дети получат массу позитива, знания. Взаимосвязь всех компонентов структуры дидактических игр для дошкольников можно проследить по плану организации и проведения:

  • Подготовка к проведению игры
  • Выбор игры в соответствии с задачами обучающего процесса.
  • Обобщение в игре знаний, углубление в них.
  • Развитие сенсорных способностей.
  • Максимальная активация речи детей, внимания, памяти и других психических процессов.
  • Соблюдение соотношений учебно-игровых требований детей определенной возрастной группы.
  • Определение оптимального времени для проведения занятий — в свободное время, или в процессе обучения.
  • Выбор места проведения игры — в группе, в спортзале, в актовом зале, на улице.
  • Определение количества игроков. Здесь важно задействовать всех детей — по группам, по очереди, или же массовая игра.
  • Подготовка необходимых материалов, предметов, которые пригодятся в игре.
  • Определение места воспитателя в проведении занятий.
  • Изучение игры педагогом — нельзя объяснить то, чего сам не понимаешь!
  • Когда все готово, можно переходить к следующему этапу:

    • Проведение дидактической игры по структуре
  • Ознакомление игроков с самой игрой — содержание, для чего нужны подготовленные материалы и предметы.
  • Распределение ролей в игре, например: Маша — продавец, Паша — покупатель, и так далее.
  • Объяснение хода игры, например: Паше нужно купить то-то, и то-то. Маша должна продать (найти в коробке, на витрине нужный предмет, найти на него ценник и так далее).
  • Объяснение правил игры, например: уважительное отношение друг к другу.
  • Показ действий, например: воспитатель показывает, как зайти в магазин, поздороваться, как спросить товар, как его найти, продать и так далее.
  • После того, как игра закончилась, необходимо перейти к последнему компоненту структуры дидактической игры:

    • Результат
  • Первым делом поинтересуйтесь у детей, насколько понравилась игра, и понравилась ли вообще. Если есть недовольные, попросите объяснить, что именно вызвало это чувство.
  • Проверьте, насколько хорошо усвоены полученные знания.
  • Подведите итог: получилось ли добиться обучающего и игрового результата.
  • Особенности проведения игр

    Структура дидактической игры: сущность и роль в организации учебного процесса

    Чтобы полноценно использовать структуру дидактической игры в детском саду, воспитателю необходимо следовать следующим правилам:

  • Вызвать интерес к участию в игре. Например, задавайте подталкивающие к игре вопросы (если игра в «Магазин», то поинтересуйтесь, что есть в магазине: весы, тележка, пакеты, продукты, игрушки; кто работает в магазине — продавец, кассир и так далее).
  • Соблюдение темпа игры. Сначала нужно играть медленно, делать акцент на усвоение правил и их соблюдение, а также усвоение и понимание хода игры детьми. Удостоверьтесь, что каждый игрок понял суть, усвоил полученные знания, и ускоряйте темп.
  • Педагог ни в коем случае не должен покидать игру, до последнего его задачей остается: поддержание активности детей, шуток, указание на не самые удачные решения (расскажите, или покажите, как будет лучше и проще). Во всем процессе игры дети будут сталкиваться с пробелами в знаниях, подсказывайте, рассказывайте.
  • Идеи игр

    Структура дидактической игры: сущность и роль в организации учебного процесса

    Предлагаем рассмотреть различные варианты игр. Первая научит ребенка различать слова, на первый взгляд одинаковые.

    Для проведения игры понадобится мяч. Объясните детям правила:

    • в чьи руки попал мяч, тот и объясняет слова, далее мяч передается любому другому игроку;
    • объяснить слова как можно точнее;
    • не перебивать друг друга, не подсказывать.

    Далее проводится игра: воспитатель кидает мяч любому из детей, просит объяснить разницу между словами кошка, котенок, кот (или другие, к примеру: домик, дом, домище, и так далее). Ребенок должен более точно объяснить разницу, а потом передать мяч другому. Слова загадывает только воспитатель.

    Таким же образом можно провести подобную игру, но с объяснением значения одного слова. Например: букет, буфет, молоко, стол, обувь. Здесь ребенок не только описывает предмет, но и говорит, для чего он нужен.

    Другой вариант игры — научить детей правильно составлять существительные, четко произносить слова. Для проведения занятия понадобится мяч. Правила:

    • назвать произнесенное слово ласково, привести пример: кот-котик, солнце — солнышко;
    • кому в руки попал мяч, тот и меняет слово;
    • произнести слово нужно как можно четче;
    • не перебивать друг друга, не подсказывать.

    Далее проведите игру, бросая мяч от игрока к игроку. Придумывайте простые слова, пример: мама, кузнец (дети посмеются, это будет небольшая уловка: кузнец — кузнечик), сестра, мяч, сумка, каша и так далее.

    Эти игры принадлежат к числу тех, которые нужно начинать медленно, постепенно прибавляя темп. Дети будут учиться соображать быстро, будут путаться, смеяться, ронять мяч и так далее. Задача воспитателя — поддержать интерес к игре.

    Существует множество дидактических игр, от простых — к более сложным. Примеры игр, правила и способ проведения найдется в методической литературе, которая рекомендована для работы с дошколятами. Внимательно изучите ту, или иную игру, ведь не каждая будет по силам младшим группам, и не все станут интересными для дошколят выпускных групп.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.