Железные маски с кляпом — это жуткие экспонаты, которые можно увидеть на исторических выставках и мировых музеях. И посвящены они теме пыток в Средневековье. Все эти предметы применялись как способ наказания преступников. В основном, их использовали в Шотландии и Северной Англии. В качестве жертв в большинстве своем были женщины, осужденные местными магистратами за сварливость, недовольство собственным мужем или склоки с соседями.
Но это не значит, что все осужденные женщины являлись преступницами. Многие из них были преданными женами, у которых хватило смелости прилюдно высказать свое мнение, которое возможно не совпадало с мужской точкой зрения.
Статус женщины в Средневековье
В XVI — XVII веках поведение женщины, которая ругалась и кричала, считалось антиобщественным. Ее могли легко обвинить в злоупотреблении имеющейся властью, избиении кого-либо или в сексуальном насилии. Считалось, что ругань нарушает гармонию в обществе.
В английских юридических сводках 1675 года сказано: «Ругающаяся женщина – это злая, хлопотливая особа, которая ссорами, руганью и драками нарушает порядок и спокойствие и… способствует общественной розни».
Исторические материалы, где описывается использование лошадиных уздечек, железных масок с кляпом как способа наказания, дают представление о том, кто были жертвами этого всего, и как это происходило.
Наказание для Дороти
Женщина по имени Дороти Во была квакером, преследуемой христианской сектой, которая представила ее перед судом из-за того, что она проповедовала «кощунственную веру», и была настроена против мэра Карлайла. Он руководил английским городом.
Во поставили перед мэром и засвидетельствовал в 1656 году, что она была яростна и полна злобы. Карлайл не задал ни одного вопроса, а попросил одного из своих последователей принести лошадиную уздечку. По его приказу ее навязали женщине, и она должна была ходить с ней на протяжении трех часов. Это был каменно-железный груз. Уздечка была закреплена на лице Дороти с куском железа во рту.
Женщина стояла, держа руки за спиной, с металлическим грузом на своей голове и куском железа во рту, который мешал ей говорить. Мэр подчеркнул, что таким образом он предупредил народ, какое наказание ждет каждого, кто осмелится поступить подобным образом.
Опускание в воду
Этот способ наказания считался нормой в Англии в XV веке. В то время женщины, которых часто подозревали в занятии магией, удостаивались тяжелого наказания в виде пыток. Мужчин же чаще приговаривали к физическому наказанию.
Женщину за мелкие правонарушения такие, как ругань на базаре, прилюдно привязывали к стулу и обмазывали различными нечистотами. Затем ее вывозили из города к ближайшей реке и погружали в холодную воду. В зависимости от тяжести проступка, количеств погружений могло быть несколько. Все это происходило под восхищенные возгласы зрителей. Такой способ наказания приравнивался к народным забавам.
Металлические маски с кляпом
Одной уздечки в качестве наказания женщины за сварливость было недостаточно. Ее дополняли металлическим кляпом с остроконечными наконечниками, который вставляли в рот жертве. Женщине приходилось удерживали язык в плоском состоянии, чтобы шипы не вонзились в него глубоко. В дополнение к этому, ее прилюдно унижали.
Использование лошадиной уздечки в качестве наказания было бесчеловечным и унизительным. Его существование лишний раз доказывает, что женщин в Средневековье часто унижали. При исполнении наказаний к ним относились, как к существам, которых можно было приручить.
Лошадиная уздечка
Они были придуманы, чтобы привлечь внимание к преступнику и поиздеваться над ним. Сохранившиеся экземпляры масок имеют рога или стилизованы под гротескные лица.
Иногда при исполнении наказания толпа ликовала и начинала издавать комические звуки. Жертвы, которые были приговорены к наказанию лошадиной уздечкой, проводились через город одним из чиновников. Некоторых осужденных приковывали к кнуту, кресту или иным центральным городским местам и оставляли там страдать, пока народ не сочтет их униженными.
Использование лошадиной уздечки за ругательства считалось незаконным, так как относилось к форме пыток, а не наказания.
Но вскоре этот жестокий прием наказания распространился на севере Европы – особенно в Германии, Бельгии. В стране своего происхождения он не был зафиксирован в судебных протоколах. Либо потому, что судьи хотели «замести» все следы, доказывающие его применение, или он почти не использовался.
Поэтому сложно сказать, насколько широко применялась уздечка в качестве способа наказания, и за какие преступления. Многие исследователи скептически относятся к ее применению.
Копии или оригинал?
Некоторые историки утверждают, что многие из представленных музейных экспонатов, посвященных теме пыток, являются преувеличенными копиями способов наказания, применяемых в XIX веке. Некоторые из них – и вовсе выдуманные.
Мы не знаем точно, как в Средневековье общество относилось к женщинам, которые не боялись высказывать собственное мнение и идти против других людей. Но то, что женщин в те времена подвергали наказаниям за малейшие проступки, это исторический факт. Что касается способов наказания, то они в XVI — XIX веках отличались жестокостью по отношению ко всем правонарушителям. В исторических сводках зафиксировано множество случаев прилюдной казни преступников: от повешения до отрубания голов и сожжения на костре. Поэтому неудивительно, что применение лошадиной узды, сдавливающих голову металлических масок с кляпами в качестве способов наказания имелось в истории.