Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

В Средневековье люди тщательно заботились о своей чистоте, хотя многие из вас раньше могли думать иначе. Примечательно, что исключением были только представители духовенства, которые воспринимали грязь как часть своего мученического пути, поэтому совершенно не заботились о гигиене.

Чистоплотность в крови

Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

Благодаря разнообразным современным фильмам у нас сложилось устойчивое впечатление о том, что средневековые люди были грязными. Действительно, монархи принимали ванну изредка, богачи могли пользоваться водопроводной водой дома, но для всех без исключения слоев населения возможность соблюдать правила гигиены появилась только в 21-м веке.

В то же время нечистоплотность средневековых людей не стоит преувеличивать. Многочисленные свидетельства показывают, что личная гигиена имела большое значение. Например, были рекомендации мыть руки и лицо в течение дня, а чистить зубы — по утрам.

Другие части тела мылись реже. Тем не менее во многих домах имелись деревянные ванны для купания, в позднем Средневековье были распространены общественные бани.

В медицинском справочнике содержались рецепты для мытья волос, отбеливания зубов и ухода за кожей. При этом служители церкви не уставали жаловаться на прихожан, которые слишком много времени уделяют заботе о внешности.

Средневековые паразиты

Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

Археологические раскопки дают нам представление о том, что в Средневековье люди часто страдали от различных паразитов. Их сохранившиеся яйца часто находят в раскопанных ямах для уборных. В 2012 году, когда тело Ричарда III было раскопано в Лестере, ученые обнаружили, что его останки сильно заражены яйцами круглого червя. Осмотр мумифицированного трупа короля Неаполя Фердинанда II, который умер в 1496 году, показал, что у него были вши.

При этом стоит понимать, что в Средневековье люди еще не обладали знаниями по микробиологии, поэтому имели весьма приблизительное представление о том, откуда берутся паразиты.

Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

Большинство врачей того времени считали червей и вшей продуктом тела. Согласно средневековым представлениям о теле, здоровье основывалось на равновесии четырех «жизненных соков»: крови, лимфы, черной и желтой желчи. Болезнь была результатом гуморального дисбаланса.

Считалось, что дети особенно уязвимы для кишечных паразитов. Матерям рекомендовалось до 7 лет не давать фруктов и жирной рыбы.

Считалось, что болезни взрослых также зависят от диеты. Профессор медицины в университете Монпелье Бернард Гордон в 1285 году писал, что обжоры особенно подвержены глистам.

Медицинские рецепты

Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

Врачи в то время рекомендовали разнообразные рецепты избавления от паразитов. Сегодня с их помощью можно оценить масштаб проблемы, а также понять желание избавиться от вредителей.

Эффективность этих средств различна. Например, рекомендовалось нюхать лаванду против вшей, мыть волосы в морской воде для лечения гнид.

Некоторые действительно помогали, хоть и были крайне неприятными. Червей изводили с помощью настоек на горьких травах. Они не только убивали паразитов, но и вызывали сильную диарею. В то время такой побочный эффект считался признаком очищения и восстановления организма. Были средства от вшей, которые содержали токсичные ингредиенты, например, ртуть.

Забота об одежде

Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

Согласно широко распространенному убеждению позднего Средневековья, вши и другие паразиты появлялись из-за грязной одежды. Считалось, что лучший способ избежать их — частая стирка и переодевание.

Почти у всех были большие расчески для волос и мелкие — для удаления вшей и грязи.

Например, в семейном руководстве 14-го века сообщалось, что женщина обязана следить за тем, чтобы в спальне, особенно в самой кровати, не было блох. Автор дает советы, как с ними бороться. Например, разбрасывать листья ольхи по комнате, использовать белые постельные принадлежности, на которых их сразу видно, оставлять ломтики хлеба в качестве ловушки.

К концу Средневековья паразиты, особенно вши, все чаще рассматривались как свидетельство плохой гигиены.

Духовенство

Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

Особое отношение к гигиене было у духовенства. Его представители преимущественно жили в антисанитарных условиях. Для верующих паразиты считались полезными для созерцания, поскольку служили напоминанием о слабостях плоти.

Папа Иннокентий III сравнивает живых и умерших в трактате «О разложении мертвого тела». В частности он пишет, что человек, который на протяжении жизни производил вшей и ленточных червей, после смерти будет производить червей и мух.

Самые набожные христиане не только думали о паразитах, но и воспринимали их как часть своей повседневной жизни. Многочисленные врачи отмечали восприимчивость духовенства к паразитам.

Средневековая литература полна описаний монахов и монахинь, которых беспокоят вши. В стихотворении 12-го века молодая монахиня жалуется на трудности своей жизни, упоминая негигиеничные условия, в которых ей приходится жить.

За век до этого Цезарий из Хейстербаха описывал рыцаря, который не хотел становиться монахом из-за вшей, постоянных спутников духовенства. Цезарий признает, что в шерстяной ткани священников действительности таилось много паразитов.

Рыцарь из его рассказа из-за этого отказывается присоединяться к монахам. Его упрекают, как храбрый солдат может так бояться вшей, что рискует своим спасением? Он все же решается постричься в монахи. Личные паразиты были способом продемонстрировать свою преданность Богу.

Игнорировать гигиену

Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

На протяжении всего Средневековья монахи и монахини игнорировали общепринятую гигиену, постоянно страдая из-за этого.

Отшельник 13-го века Лоуренс Субиако носил кольчугу, которая постоянно рвала его плоть и была полна вшей.

Доминиканская монахиня королевского происхождения святая Маргарет специально отказалась мыть волосы, чтобы мучиться от вшей.

Еще один доминиканец, мистик 14-го века Генри де Сусо, носил длинные волосы, чтобы его постоянно мучили паразиты. Со временем он даже обзавелся кожаными перчатками с острыми гвоздями, торчащими наружу. Если он попытался почесать укус во сне, то царапал кожу до крови.

Даже богатые и влиятельные церковники могли принять эту форму страдания, которая была одним из видов покаяния.

Форма мученичества

Средневековая гигиена: люди того времени были довольно чистоплотными, исключая духовенство. Его представители принимали грязь как часть мученического пути

Особенно такие мучения были распространены среди монахов. Например, одним из доводов в пользу того, чтобы канонизировать умершего, было то, что его постельное белье и одежда были полны насекомых. Про одного послушника рассказывали, что никогда не видели ни у кого больше такого количество вшей. Ни у нищих, ни у богатых. Комиссия его канонизировала.

Для многих монахов Средневековья, которые всю свою жизнь терпели зуд, паразиты становились формой аскетизма, наряду с соблюдением поста. Это был один из способов, с помощью которого они доказывали свою веру.

Отличия от мирян

В позднем Средневековье духовная идентичность в значительной степени основывалась на идее, что духовенство отличалось от мирян. Это различие было наиболее очевидно отражено в папских запретах на клерикальный брак и клерикальное насилие, а также в ношении отличительных облачений.

Но духовенство, и особенно монашеские ордена, также отличалось своим отношением к паразитам. Большинство средневековых людей, если были заражены, пытались вылечиться, надеясь, что рецепты будут эффективными. Священнослужители, как правило, отказывались от любых способов избавиться от паразитов.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.