В Средневековье люди тщательно заботились о своей чистоте, хотя многие из вас раньше могли думать иначе. Примечательно, что исключением были только представители духовенства, которые воспринимали грязь как часть своего мученического пути, поэтому совершенно не заботились о гигиене.
Чистоплотность в крови
Благодаря разнообразным современным фильмам у нас сложилось устойчивое впечатление о том, что средневековые люди были грязными. Действительно, монархи принимали ванну изредка, богачи могли пользоваться водопроводной водой дома, но для всех без исключения слоев населения возможность соблюдать правила гигиены появилась только в 21-м веке.
В то же время нечистоплотность средневековых людей не стоит преувеличивать. Многочисленные свидетельства показывают, что личная гигиена имела большое значение. Например, были рекомендации мыть руки и лицо в течение дня, а чистить зубы — по утрам.
Другие части тела мылись реже. Тем не менее во многих домах имелись деревянные ванны для купания, в позднем Средневековье были распространены общественные бани.
В медицинском справочнике содержались рецепты для мытья волос, отбеливания зубов и ухода за кожей. При этом служители церкви не уставали жаловаться на прихожан, которые слишком много времени уделяют заботе о внешности.
Средневековые паразиты
Археологические раскопки дают нам представление о том, что в Средневековье люди часто страдали от различных паразитов. Их сохранившиеся яйца часто находят в раскопанных ямах для уборных. В 2012 году, когда тело Ричарда III было раскопано в Лестере, ученые обнаружили, что его останки сильно заражены яйцами круглого червя. Осмотр мумифицированного трупа короля Неаполя Фердинанда II, который умер в 1496 году, показал, что у него были вши.
При этом стоит понимать, что в Средневековье люди еще не обладали знаниями по микробиологии, поэтому имели весьма приблизительное представление о том, откуда берутся паразиты.
Большинство врачей того времени считали червей и вшей продуктом тела. Согласно средневековым представлениям о теле, здоровье основывалось на равновесии четырех «жизненных соков»: крови, лимфы, черной и желтой желчи. Болезнь была результатом гуморального дисбаланса.
Считалось, что дети особенно уязвимы для кишечных паразитов. Матерям рекомендовалось до 7 лет не давать фруктов и жирной рыбы.
Считалось, что болезни взрослых также зависят от диеты. Профессор медицины в университете Монпелье Бернард Гордон в 1285 году писал, что обжоры особенно подвержены глистам.
Медицинские рецепты
Врачи в то время рекомендовали разнообразные рецепты избавления от паразитов. Сегодня с их помощью можно оценить масштаб проблемы, а также понять желание избавиться от вредителей.
Эффективность этих средств различна. Например, рекомендовалось нюхать лаванду против вшей, мыть волосы в морской воде для лечения гнид.
Некоторые действительно помогали, хоть и были крайне неприятными. Червей изводили с помощью настоек на горьких травах. Они не только убивали паразитов, но и вызывали сильную диарею. В то время такой побочный эффект считался признаком очищения и восстановления организма. Были средства от вшей, которые содержали токсичные ингредиенты, например, ртуть.
Забота об одежде
Согласно широко распространенному убеждению позднего Средневековья, вши и другие паразиты появлялись из-за грязной одежды. Считалось, что лучший способ избежать их — частая стирка и переодевание.
Почти у всех были большие расчески для волос и мелкие — для удаления вшей и грязи.
Например, в семейном руководстве 14-го века сообщалось, что женщина обязана следить за тем, чтобы в спальне, особенно в самой кровати, не было блох. Автор дает советы, как с ними бороться. Например, разбрасывать листья ольхи по комнате, использовать белые постельные принадлежности, на которых их сразу видно, оставлять ломтики хлеба в качестве ловушки.
К концу Средневековья паразиты, особенно вши, все чаще рассматривались как свидетельство плохой гигиены.
Духовенство
Особое отношение к гигиене было у духовенства. Его представители преимущественно жили в антисанитарных условиях. Для верующих паразиты считались полезными для созерцания, поскольку служили напоминанием о слабостях плоти.
Папа Иннокентий III сравнивает живых и умерших в трактате «О разложении мертвого тела». В частности он пишет, что человек, который на протяжении жизни производил вшей и ленточных червей, после смерти будет производить червей и мух.
Самые набожные христиане не только думали о паразитах, но и воспринимали их как часть своей повседневной жизни. Многочисленные врачи отмечали восприимчивость духовенства к паразитам.
Средневековая литература полна описаний монахов и монахинь, которых беспокоят вши. В стихотворении 12-го века молодая монахиня жалуется на трудности своей жизни, упоминая негигиеничные условия, в которых ей приходится жить.
За век до этого Цезарий из Хейстербаха описывал рыцаря, который не хотел становиться монахом из-за вшей, постоянных спутников духовенства. Цезарий признает, что в шерстяной ткани священников действительности таилось много паразитов.
Рыцарь из его рассказа из-за этого отказывается присоединяться к монахам. Его упрекают, как храбрый солдат может так бояться вшей, что рискует своим спасением? Он все же решается постричься в монахи. Личные паразиты были способом продемонстрировать свою преданность Богу.
Игнорировать гигиену
На протяжении всего Средневековья монахи и монахини игнорировали общепринятую гигиену, постоянно страдая из-за этого.
Отшельник 13-го века Лоуренс Субиако носил кольчугу, которая постоянно рвала его плоть и была полна вшей.
Доминиканская монахиня королевского происхождения святая Маргарет специально отказалась мыть волосы, чтобы мучиться от вшей.
Еще один доминиканец, мистик 14-го века Генри де Сусо, носил длинные волосы, чтобы его постоянно мучили паразиты. Со временем он даже обзавелся кожаными перчатками с острыми гвоздями, торчащими наружу. Если он попытался почесать укус во сне, то царапал кожу до крови.
Даже богатые и влиятельные церковники могли принять эту форму страдания, которая была одним из видов покаяния.
Форма мученичества
Особенно такие мучения были распространены среди монахов. Например, одним из доводов в пользу того, чтобы канонизировать умершего, было то, что его постельное белье и одежда были полны насекомых. Про одного послушника рассказывали, что никогда не видели ни у кого больше такого количество вшей. Ни у нищих, ни у богатых. Комиссия его канонизировала.
Для многих монахов Средневековья, которые всю свою жизнь терпели зуд, паразиты становились формой аскетизма, наряду с соблюдением поста. Это был один из способов, с помощью которого они доказывали свою веру.
Отличия от мирян
В позднем Средневековье духовная идентичность в значительной степени основывалась на идее, что духовенство отличалось от мирян. Это различие было наиболее очевидно отражено в папских запретах на клерикальный брак и клерикальное насилие, а также в ношении отличительных облачений.
Но духовенство, и особенно монашеские ордена, также отличалось своим отношением к паразитам. Большинство средневековых людей, если были заражены, пытались вылечиться, надеясь, что рецепты будут эффективными. Священнослужители, как правило, отказывались от любых способов избавиться от паразитов.