Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов потребителей на продукцию и услуги, произведенные в экономике.
Данный показатель включает в себя следующие составляющие:
— спрос на потребительские услуги и товары;
— спрос на услуги и товары, которые поставляются государством;
— спрос на инвестиционную продукцию;
— спрос на экспортные товары – это разница между тем количеством товара, которое купили иностранцы и тем, которое приобрели отечественные потребители.
Рассмотрим подробнее, что такое совокупный спрос и факторы, его определяющие. В первую очередь на количество потребляемой продукции влияют ценовые факторы.
Но не только от стоимости на изделия и услуги зависят расходы потребителей. Неценовые факторы совокупного спроса многообразны. Их подразделяют на группы в соответствии с тем, на какие именно элементы они оказывают воздействие.
— Благосостояние потребителей – люди расходуют свои средства в зависимости от стоимости активов, которыми они обладают (недвижимость, облигации, акции). Так резкое снижение цены на них приводит к тому, что люди начинают меньше тратить и больше экономить.
— Ожидания потребителей – зависят от прогнозов людей. Если они считают, что в ближайшее время произойдет увеличение реального дохода, то совокупный спрос на все товары растет. И, соответственно, наоборот, ожидание кризиса в экономике приводит к тому, что люди начинают накапливать сбережения.
— Задолженность покупателей – если у людей большое количество кредитов, рассрочек по предыдущим приобретениям, то совокупный спрос резко снижается.
— Налогообложение – снижение ставки подоходного налога приводит к тому, что у людей остается больше денежных средств для покупки товаров.
2. Неценовые факторы, которые вызывают изменения в расходах на инвестиции.
— Процентные ставки – при их повышении происходит снижение расходов на инвестиции. Например, рассмотрим уменьшение объема денежной массы. При воздействии этого фактора увеличивается процентная ставка, сокращаются вклады.
— Ожидаемые прибыли от инвестиций – совокупный спрос растет при оптимистичных прогнозах.
— Налоги, взимаемые с предприятий – при их росте сокращаются суммы, которые готовы потратить фирмы и их работники.
— Технологии в производстве – любые нововведения способствуют тому, что компания готова вкладывать больше средств.
3. Факторы, связанные с изменениями государственных расходов. Если правительство распорядится закупать национальную продукцию, то это увеличит совокупный спрос в стране.
4. Неценовые факторы, которые приводят к изменениям закупок чистого экспорта.
— Национальный доход в иностранных странах – с его повышением существует возможность того, что спрос в этой стране будет расти на экспортную продукцию.
— Валютные курсы – влияют на выбор потребителей. Люди решают, какие товары покупать: импортные или отечественные.
Таким образом, на совокупный спрос постоянно влияет большое количество факторов.