«Тавролет», «Жужик», «Жужа» и еще тысячами разных слов автолюбители называли своих железных друзей, официальное название которых было ЗАЗ-110 «Славута» — поистине народный автомобиль.
История создания
Прообразом «ЗАЗ-Славута» стал автомобиль под кодовым именем «Коммунар», изготовленный в единственном экземпляре в 1970 году. Выявленные недочеты не позволили запустить массовое производство, однако местный музей пополнился неплохим экспонатом.
Неудачи не сломили боевой дух конструкторов. Создание поистине народного автомобиля было в самом разгаре.
В разные годы вышло еще несколько пробных экземпляров, но и им было удостоено место лишь в музее.
Авто «Славута» идентично «Таврии», которая вышла в массовое производство в 1988 году. Если внимательно обратиться к истории, то транспортное средство было готово десятью годами позже. Однако все разрешения, согласования, подготовка документации заняли очень долгое время.
Прообразы
«ЗАЗ-Славута» был создан на базе двух автомобилей. Как уже было сказано чуть выше, это двухдверная «Таврия» и пятидверный универсал «Дана». Именно от них взяты практически все элементы.
«Славута» — автомобиль, который, как и «Дана», дебютировал в 1995 году (хотя опытные экземпляры появились еще в 1992-м). Однако бюрократические проволочки и банальное отсутствие финансирования отодвинули сроки начала массового производства. Кто знает, увидел ли свет четырехдверный автомобиль, если бы не введенные в конце девяностых заградительные пошлины для иностранных транспортных средств.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Производство
17 марта 1999 года стал днем старта массового производства автомобиля «Славута». Украина может гордиться данным событием, ведь за много лет это единственное транспортное средство, которое было спроектировано и создано полностью, начиная от чертежей, заканчивая резиной и стеклами.
За двенадцать лет производства с конвейера сошло 140 000 экземпляров, подавляющее большинство из которых осталось на внутреннем рынке.
Технические характеристики
Основной частью автомобиля, конечно же, является двигатель. «Славута» предлагалась на выбор с различными модификациями силового агрегата.
Первые продажи начались с карбюраторным двигателем объемом 1,1 литра и мощностью в 51 лошадиную силу, с максимальным крутящим моментом в 78,5 Нм. Через год покупатели смогли приобрести уже 1,2 л с 58 л. с. А счастливчики выбирали двигатель объемом 1,3 л и мощностью почти в 63 л. с.
В 2002 году появились чуть более мощные инжекторные модели 1,2 и 1,3 л – максимально 66 л. с. С 2006 года в Украине были ужесточены экологические нормы, и карбюраторные моторы прекратили выпускать.
Все двигатели – четырехтактные, рядные и имели четыре цилиндра.
Немаловажным значением является длина транспортного средства «Славута» – автомобиль имел стандартное значение для всех модификаций — 3,98 м. Ширина – 1,578 м, высота – 1,425 м.
Многие восхищались высоким клиренсом машины «Славута». Автомобиль возвышался над землей почти на шестнадцать сантиметров. Вышины просвета вполне хватало для сносной езды и по городским ямам, и по сельскому бездорожью.
Что немаловажно, так это масса машины «Славута» — автомобиль весил всего около девятисот килограмм.
Тип кузова – лифтбек. Пятая дверь открывалась полностью, вместе с задним стеклом. При таких размерах (до 740 литров) в автомобиле без проблем можно было перевозить даже габаритные вещи.
Топливный бак автомобиля мог вместить в себя тридцать девять литров бензина. Дизельная версия так и не была выпущена, хотя ходили слухи о возможной установке и такого типа двигателя.
Система охлаждения – жидкостная.
Полное открытие термостата – при девяносто пяти градусах.
Напряжение в сети – стандартное для легковых автомобилей – двенадцать вольт.
Выхлопная труба располагалась слева. Автомобиль был оснащен резонатором и глушителем.
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
Ходовая часть:
- передняя подвеска – независимая «Макферсон»,
- задняя – полунезависимая.
Рулевое управление – реечное, без усилителя. Данный узел имел ресурс около 60 000 км пробега, после чего его заменяли на новый, цена на который более чем демократична.
Заводской размер шин – 155/70/R13.
Тормоза:
- спереди – дисковые;
- сзади – барабанные.
Коробка передач – исключительно механическая. Нарекания на нее были лишь в нечеткости переключения. Зато ресурс нередко был выше, чем у двигателя.
Против
Единственный полностью созданный в Украине автомобиль имел огромное количество как поклонников, так и противников.
ЗАЗ-1103 продавался чуть ли не на каждом шагу. Не только автосалоны и отделения банков пестрели объявлениями о продаже – даже в почтовых отделениях с плакатов посетителей призывали к покупке.
Существовало всего две модификации – стандарт и люкс. В топовой версии имелся тахометр, встроенный в более расширенную приборную панель. На этом различия и заканчивались. Двигатель обычно хорошо слышался в салоне, поэтому наличие тахометра для опытных водителей было совершенно необязательно.
Откровенно слабыми местами были термостат и топливный насос. Первая деталь частенько выходила из строя. Более года «родной» термостат не эксплуатировался. За сезон автомобилисты меняли его до четырех раз. Топливный насос иногда перегревался, особенно летом, и переставал выполнять свою функцию. Поездку можно было продолжать только после остывания. В редких случаях откручивался верхний болт и насос мог начать пропускать бензин.
Клапанная крышка иногда переставала плотно прилегать в процессе эксплуатации, вследствие чего наблюдалась утечка масла.
Опытный «Славутовод» всегда возил с собой запасной тросик сцепления – он имел нехорошую особенность рваться в самое неподходящее время.
Автомобиль имел не очень удовлетворительную оценку по краш-тестам. Дополнительную угрозу создавало запасное колесо, которое инженеры почему-то решили разместить под капотом. Эксперты рекомендовали незамедлительно переместить его в багажный отсек после приобретения автомобиля.
Отсутствие кондиционера не могло не повлиять на снижение комфорта в жаркие летние дни. Инженеры так и не поставили этот агрегат в автомобиль, хотя не раз обещали это сделать.
За
И все же, несмотря на многие «детские» болезни, «Славута» остается одним из самых любимых автомобилей. Доступная цена, легкое управление, низкий расход топлива, высокая проходимость и неприхотливость помогли найти своего покупателя как в городе, так и в сельской местности.
Самое главное, чем привлекал автомобиль, – более чем доступная цена. Базовая комплектация стоила немногим более трех тысяч американских долларов.
В то же время ЗАЗ старался удовлетворить эстетические пожелания потребителей и выпускать автомобили разных цветов. Наиболее часто на улицах можно встретить белые, серые, синие и красные модели.
Отдельно стоит отметить, что запчасти на ЗАЗ-1103 «Славута» были очень доступны и их стоимость была крайне низкой, впрочем, как и качество.
Несмотря на отсутствие гидроусилителя, руль был на удивление легким. Даже представительницы прекрасного пола могли с легкостью выкрутить «баранку», выезжая с парковки.
Переднеприводный автомобиль стал первой машиной для многих украинцев. Ремонтировать «Славуту» было несложно, и частенько автовладельцы занимались данной нехитрой процедурой самостоятельно в гараже или просто во дворе.
Место в истории
В 2011 году «1103» окончательно ушел в историю. На смену «Славуте» пришли гораздо более дорогие китайские аналоги. Окончилась целая эпоха в украинском автомобилестроении.
Многие автолюбители с ностальгией вспоминают легендарную машину и с радостью бы задумались о приобретении, будь на сегодняшний день такая возможность.