Система охлаждения «Гранты»: описание и характеристика

Легковые автомобили

«Лада Гранта» — весьма популярный в России автомобиль. Изначально он позиционировался как самый доступный ВАЗ в линейке. Построена эта машина на платформе «Калины». Поэтому автомобиль отличается простым устройством и высокой ремонтопригодностью. В сегодняшней статье мы поговорим о такой немаловажной составляющей, как система охлаждения двигателя. Информация о ее устройстве и принципе работы будет полезна каждому владельцу.

Функции СОД

Для чего служит данная система? Исходя из ее названия нетрудно догадаться, что СОД служит для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. На «Гранте» используется система жидкостного типа. СОД обеспечивает эффективное охлаждение и поддерживает оптимальный температурный диапазон работы мотора на разных режимах работы.

Система охлаждения "Гранты": описание и характеристика

Помимо этого, СОД обеспечивает работу салонного отопителя. Он заключен в малый круг системы и имеет отдельный компактный радиатор. Последний работает в паре со специальным моторчиком печки. Таким образом, в салон автомобиля поступает теплый воздух.

Устройство

Конструкция системы охлаждения автомобиля «Лада Гранта» предполагает наличие следующих компонентов:

  • Радиатора.
  • Водяного насоса (помпы).
  • Термостата.
  • Вентилятора охлаждения. Расширительного бачка.
  • Охлаждающей жидкости.

За что отвечает каждый элемент в системе? Рассмотрим их более подробно ниже.

Радиатор

На автомобиле «Лада Гранта» используется алюминиевый трубчато-пластинчатый элемент с пластиковыми бачками и перегородкой. Стоит отметить, что для данной модели ВАЗ применяется радиатор французского производства. Такой же использовался и на «Рено Логане».

Система охлаждения "Гранты": описание и характеристика

Для чего служит радиатор? Он предназначен для охлаждения рабочей жидкости в системе путем прохождения сквозь соты потоков холодного воздуха. Устанавливается данный элемент в передней части авто, в районе «телевизора». Забор воздуха производится из улицы. Чем быстрее едет авто, тем сильнее будет теплоотвод. Но также данный процесс может осуществляться принудительно, когда машина стоит на месте (например, в пробке). Для этого в системе предусмотрен вентилятор. О нем мы расскажем ниже.

Вентилятор

Для чего служит данный механизм? Вентилятор обеспечивает продувку основного радиатора СОД на небольших скоростях движения. Обычно он работает в городских условиях либо на горных дорогах, когда двигатель терпит большие нагрузки. Стоит отметить, что система охлаждения «Лады Гранты» предусматривает наличие электрического вентилятора. Он установлен в специальном пластиковом кожухе. Последний прикреплен к радиатору охлаждения «Лады Гранты» при помощи нескольких болтов.

Как работает электрический вентилятор? Он действует несколько иначе, нежели аналоги на вискомуфте. Когда мотор холодный, лопасти его не вращаются. Но как только на электронный блок управления ДВС поступит сигнал о высокой температуре (например, 85 градусов Цельсия) от датчика, ЭБУ даст сигнал на включение вентилятора. И наоборот, если жидкость вновь стала холодной, сработает датчик и блок отключит питание на вентилятор. Происходит управление в автоматическом режиме. Но стоит отметить, что при неисправности температурного датчика (который установлен в гнезде термостата) возможны проблемы с системой охлаждения «Лады Гранты». Вентилятор не будет включаться в работу и машина начнет закипать.

Помпа

Также она именуется, как жидкостный насос системы охлаждения. На «Гранте» данный элемент находится под крышкой привода ГРМ. Приводится в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала. Внешне являет собой некую круглую крыльчатку. Этими лопастями помпа и захватывает жидкость, циркулируя ее по системе. Работает насос постоянно при включении двигателя. Разница только в оборотах вращения крыльчатки. Чем больше водитель дает газа, тем чаще вращается коленвал, и соответственно, водяной насос.

Система охлаждения "Гранты": описание и характеристика

В системе охлаждения «Гранты» применяется помпа центробежного типа с принудительной циркуляцией. В насосе имеются закрытые подшипники. Чтобы они свободно вращались, внутри предусмотрена смазка. Она залита на весь срок службы помпы и не нуждается в периодической замене. Меняется насос целиком в случае если подшипник начал издавать характерный шум.

Термостат

Это неотъемлемый элемент в любой системе охлаждения. «Гранта» не является тому исключением. Термостат нужен для регулировки объема потока ОЖ, что проходит через радиатор. Внутри механизма имеется специальный клапан. Благодаря ему обеспечивается наиболее оптимальный температурный режим. А расположен данный механизм между рубашкой охлаждения двигателя и основным радиатором.

Система охлаждения "Гранты": описание и характеристика

Отметим, что в СОД «Гранты» имеется два контура: малый и большой. По первому жидкость циркулирует, когда клапан термостата находится в закрытом положении. Поскольку объем антифриза в данном контуре небольшой, это позволяет быстрее набрать двигателю нужную температуру (и соответственно, прогреться). Как только жидкость достигает 85 градусов, срабатывает перепускной клапан. После этого антифриз начинает циркулировать по большому кругу. Полное открытие клапана осуществляется при 102 градусах Цельсия.

Отметим, что термостат на «Гранте» был доработан и получил усовершенствованную конструкцию. Ввиду этого его часто устанавливают на «Калину» разных поколений. Корпус термостата выполнен из пластика фирмы BASF (Германия). В качестве уплотнения применены материалы EPDM 55 от шведской компании «Хекспол». Резьбовыдавливающие винты – от фирмы «Арнольд Умформтехник» (Германия). Также в конструкции применяется усовершенствованный датчик температуры ОЖ с безрезьбовым креплением.

Расширительный бак

Расширительный бачок «Лады Гранты» предназначен для компенсации объема антифриза в системе. При нагреве, данная жидкость меняет свою плотность и увеличивается в объеме. Наряду с этим, растет и внутреннее давление в системе. Чтобы жидкость не разорвала патрубки и радиатор, в системе предусмотрен специальный бачок, компенсирующий данные нагрузки. Часть давление сбрасывается через крышку. Последняя содержит в себе специальный клапан – впускной и выпускной. Если говорить о технических характеристиках крышки, она открывается при давлении в 150 кПа. Так срабатывает выпускной клапан, который препятствует интенсивному парообразованию в системе. Впускной же задействуется при разряжении. Работает он при давлении в 3 кПа.

Система охлаждения "Гранты": описание и характеристика

Сам бачок изготовлен из полупрозрачного температуростойкого пластика. На его стенках имеются отметки (максимальный и минимальный уровень). Для замены жидкости в системе предусмотрена заливная горловина. Она герметично закрывается крышкой.

Об охлаждающей жидкости

В машине «Лада Гранта» производитель допускает использование как тосолов, так и антифризов. Среди рекомендуемых к использованию стоит отметить такие жидкости:

  • «Кул Стрим Стандарт».
  • «Кул Стрим Премиум».
  • «Феликс Карбокс».
  • Тосол ТС «Феликс».

Система охлаждения "Гранты": описание и характеристика

Что касается объема жидкости, система охлаждения «Гранты» рассчитана на 7,84 литра антифриза. Регламент замены – 150 тысяч километров или каждые пять лет. В случае использования тосола данный срок нужно сократить вдвое.

В заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет система охлаждения «Гранты». Несмотря на свое простое устройство, эта система играет большую роль в работе ДВС. Ведь в случае неисправности СОД, машина «Лада Гранта» попросту закипит. И это будет чревато дорогостоящим ремонтом ГБЦ.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.