Система охлаждения двигателя – один из наиболее важных его элементов. Без нее высокие температуры, возникающие при сгорании топливной смеси, просто не дадут ему работать. Какие узлы входят в состав системы охлаждения, и какие неисправности для нее характерны?
Устройство и принцип действия
Для начала разберемся с устройством. Современная система охлаждения автомобиля, точнее, автомобильного двигателя, поддерживает необходимый режим работы с помощью специальной охлаждающей жидкости, которая циркулирует по водяной рубашке – специальным полостям в блоке цилиндров. Кроме рубашки, в состав системы охлаждения входят: радиатор, термостат, жидкостный насос, патрубки, вентилятор, заливная горловина. Радиатор представляет собой устройство, которое охлаждает жидкость с помощью встречного потока воздуха, нагнетаемого вентилятором. Термостат – клапанное устройство, регулирующее циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Насос и вентилятор, как правило, приводятся в действие приводными ремнями. Так устроена жидкостная система охлаждения двигателя, применяемая на большинстве современных автомобилей.
Как работает система охлаждения двигателя? Во время пуска клапан термостата находится в закрытом положении, что позволяет жидкости циркулировать по так называемому малому кругу – насос перегоняет ее только по водяной рубашке. Когда двигатель прогревается, и температура жидкости достигает 80-95 градусов по Цельсию (в зависимости от модели двигателя), клапан термостата открывается, и жидкость поступает в радиатор из головки блока цилиндров. Такой режим циркуляции называется большим кругом. Проходя через радиатор, жидкость охлаждается и попадает к насосу. Так система охлаждения двигателя поддерживает нормальный режим его работы.
Неисправности
Теперь о неисправностях. Они могут быть вызваны как естественным износом отдельных узлов в процессе работы, так и несвоевременным обслуживанием. Так, например, перегрев двигателя может произойти как из-за износа клапана термостата (он начинает открываться с задержкой или очень рано), так и из-за того, что соты радиатора забиты грязью. Что же необходимо делать, чтобы предотвратить преждевременный ремонт системы охлаждения двигателя?
Прежде всего, регулярно осматривать двигатель и держать его в чистоте. Обращайте внимание на уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если он снизился, проверьте герметичность патрубков, соединяющих радиатор с водяной рубашкой. Вполне возможно, что они протекают. Место течи можно заклеить герметиком, но лучше все-таки не пожалеть денег и купить нормальный хомут. О потере герметичности системы может свидетельствовать и закипание жидкости при температуре выше 105°С. Что касается радиатора, то его рекомендуется регулярно чистить от грязи, промывать трубки чистой водой при засорении, смазывать шторки жалюзи графитовой смазкой. Перегрев двигателя в летнее время может быть вызван и неисправностью насоса или вентилятора. Что касается этих узлов, то постоянно проверяйте степень натяжения приводного ремня и при необходимости регулируйте.
Также обращайте внимание на охлаждающую жидкость. Поскольку антифриз требуется разводить в определенной пропорции с водой, следите за водой, которую вы добавляете. Ни в коем случае не следует заливать в систему воду из-под крана. Это ускорит образование накипи в системе. Разводите антифриз только дистиллированной водой! Также специалисты рекомендуют добавлять в охлаждающую жидкость специальную антикоррозионную присадку, чтобы снизить коррозионное воздействие воды на двигатель. Если же накипь все-таки возникла (ее можно увидеть при промывке радиатора), то проведите химическую очистку. Для этой цели существуют специальные препараты. Накипь может возникнуть и в области сливного отверстия – в этом случае следует прочистить его проволокой и затем продуть сжатым воздухом.